Многие из вас сталкивались с актами налоговых проверок. И уж точно все знают о том, что в ответ на акт нужно готовить собственные возражения. Именно сегодня мы хотим поделиться несколькими секретами их подготовка.

Нужно ли вообще писать возражения? Зависит от конкретной ситуации, но, в подавляющем большинстве случаев - да. В нашей практике мы не писали возражения только один раз: тогда налоговый орган в акте забыл добавить описательную часть (от проведенных мероприятий сразу перешел к резолютивной!) и мы, чтобы инспекторы не заметили свою ошибку, решили на акт никак не реагировать (тем более, что отвечать в возражениях было и нечего)

Срок подачи возражений. П.6 статьи 100 НК РФ устанавливает месячный срок. Однако, на практике, налоговые органы назначают рассмотрение материалов проверки гораздо позже этого срока и не препятствуют налогоплательщикам в представлении возражений непосредственно на рассмотрении. Но даже на случай отказа в принятии таких возражений есть определенный порядок действий: представитель налогоплательщика просто дословно воспроизводит формулировки из возражений на самом процессе рассмотрения (инспектор обязан внести любые пояснения в протокол). Так что налоговики окажутся перед выбором: или принять письменные возражения, которые все равно потом дословно перепечатывать в решении, или без конца бегать за дополнительными бланками для пояснений.

Цель возражений - опровергнуть как можно больше доводов налогового органа в акте, при этом не дав налоговому органу возможности привести свои контраргументы в ходе дополнительных мероприятий. Перед подготовкой возражений стоит внимательно проанализировать акт, разбить его на несколько составляющих частей - аргументов проверяющих. От этого будет зависеть примерная структура возражений.

Примерная структура возражений (на примере акта по фирмам-"однодневкам"). В самом начале следует уделить внимание описанию деловой цели. Все дело в том, что в любом акте налоговая так или иначе говорит о ее отсутствии и направленности действий на получение необоснованной налоговой выгоды. Задача налогоплательщика - доказать, что эта деловая цель была. С самими доказательствами нужно помнить о том, что инспектор может их более подробно изучить в ходе дополнительных мероприятий. Далее следует сказать о реальности спорной сделки. Конкретное содержание этого довода зависит от формулировок в акте. Следующим пунктом стоит отразить положительную характеристику указанных в акте контрагентов. Это будет ответом на те стандартные признаки фирм - "однодневок". на которые обычно указывает налоговая: отсутствие ресурсов; имущества; недостоверность руководителя, юридического адреса и др.) И наконец, последним доводом нужно указать на отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения (обычно инспекции не приводят прямых доказательств его наличия)

Что стоит придержать? Закон не запрещает оставлять опровержение любых доводов налогового органа на потом. Прежде всего это касается тех доводов, возражения на которых могут быть проверены и оспорены в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля

Вывод. Подача возражений не просто формальная процедура, она поможет вам выработать стратегию защиты, которая пригодится в дальнейшем при возможных обжаловании решения в вышестоящем налоговом органе и оспаривании его в суде.

Писали когда-нибудь возражения самостоятельно?

Вы можете получить бесплатную консультацию по налоговым вопросам для бизнеса:

По телефону 8 800 551 0061 (бесплатно по России)

По электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Написать боту-помощнику в Телеграмм и получить бесплатно полезный материал (Ответ на требование в рамках камеральной налоговой проверки)

Найти ответ на нужный вопрос по налогам и почитать полезные материалы в Базе налоговых знаний

Подписаться на наш легендарный Telegram-канал "Налоги без Ы"

Контакты и реквизиты ООО "Налоговая помощь и консультирование (ООО "НПК")