Сегодня мы хотим подискутировать с вами на тему нашей дражайшей Федеральной налоговой службы.

Для начала вспомним что налоговый орган — это прежде всего фискальный орган и его самая главная задача – обеспечивать наполнение государственного бюджета. С этим наши доблестные налоговики справляются великолепно, с каждым годом работают все более результативно. Не смотря ни на что, вопреки всему кассовые сборы только растут и все планы перевыполняются.

Цифровизация и автоматизация процессов , методичное истребление схем ухода от уплаты налогов, более качественный кастинг жертв для «побуждения», тематическое обеление отраслей вплоть до попыток контроля криптовалюты – подобная разносторонность и целеустремленность временами действительно впечатляет, вызывает уважение, даже какую-то гордость за работу ФНС.

Но мы отклонились от курса – сегодня о том, что руководство ФНС часто обозначало в качестве приоритета перераспределение функционала от налогоплательщика к фискальной службе. В идеальном мире налоговиков их роботы сами рассчитывают все налоги, налогоплательщику останется лишь проверить эти расчеты и оплатить предписанную сумму, отчетность становится не нужной, профессия бухгалтера в очередной раз вымрет. На практике уже много примеров такого тренда – автоматизированный расчет простых налогов для физлиц, АУСН и др.

В результате многолетней целенаправленной работы ФНС действительно сконцентрировала у себя в руках огромное количество баз данных, полномочий и технических возможностей для анализа, администрирования и воздействия на налогоплательщиков. Но вот идёт ли подобное накопление функционала, расширение возможностей и влиятельности на руку кому-то, кроме бюджета РФ и самих налоговых органов?

Одним из самых ярких примеров растущего по экспоненте функционала налоговых органов по задумке должен был стать ЕНС – своеобразная “вершина айсберга”, апогей сосредоточения функций в руках ФНС и автоматизации процесса сбора налогов. Но что то пошло не так. Всего лишь несколько дней с момента промышленной эксплуатации данного инструмента, а отзывы и впечатления пользователей заполонили весь интернет. Привести здесь большинство из комментариев по поводу ЕНС мы, к сожалению, не сможем – там очень много нецензурной лексики.

Хотя идея ЕНС сама по себе неплохая, но на практике этот инструмент подвергся массированной критике – налогоплательщики сообщают о том, заявленное снижение трудозатрат оказалось фикцией, что несмотря на визуальную успешность оплаты налогов, сохраняется информация о наличии недоимок, отрицательное сальдо и т.д. Технические проблемы носят массовый системный характер и практически не решаются. Многие банки оказались не готовы к бомбардированию платежками по соответствующим требованиям ЕНП, а также тем, что инструментарий некоторых операторов ЭДО всё ещё не обладает необходимыми для пользователей ЕНП функциями.

Подобный хаос и неразбериха сопутствуют многим действительно крупным изменениям в сфере уплаты налогов, это даже логично и ожидаемо. Но наблюдая низкий уровень технической подготовки к настолько серьёзным вводимым мерам, начинаешь невольно задумываться о том, что это не просто закономерные последствия любых существенных перемен. Возможно, напротив, налоговые органы, во время исполнения своей главной функции просто не могут (или не хотят?) заметить то, насколько тяжело налогоплательщикам подстраиваться под столь “сырые” условия промо-проекта ЕНС? Задумываются ли они о том, что скопление функционала и возможностей у одного органа далеко не всегда приносит пользу?

К сожалению, ответами на эти вопросы мы не обладаем.

Но мы однозначно уверены, что российский налогоплательщик сильный и креативный. Он переживет и ЕНС, и принудительную АУСН и многие новые напасти, о которых мы еще не знаем и которые ФНС возможно еще не придумало. Держитесь. Все будет хорошо!

Читайте больше интересных статей в нашем блоге