Что такое должная осмотрительность?

Законодательством РФ не установлено четкого понятия "должная осмотрительность". Оно введено в практику налоговиками и судами на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53. Согласно этому документу налоговики начали активно использовать понятие должной осмотрительности при работе с юридическими лицами и ИП.

Сущность должной осмотрительности заключается в том, что налогоплательщик обязан предпринимать определенные меры или действия для проверки информации о надежности (или ненадежности) потенциального контрагента. Проявление должной осмотрительности является обязательным как перед непосредственным заключением договора о сотрудничестве, так и в процессе дальнейшего взаимодействия с партнером.

Наиболее часто понятие должной осмотрительности используется при оспаривании обоснованности применения вычета по НДС. Также она учитывается при определении правомерности использования сумм расходов при расчете налога на прибыль.

Зачем это нужно?

Хотим мы того или нет, но проявление должной осмотрительности стало частью налоговой безопасности многих российских предпринимателей. Если налоговой "не понравится" ваш поставщик (например, у него обнаружат признаки проблемности), она придет с претензиями к вам. Именно вам придется доказывать, что с этим поставщиком было все хорошо и на момент заключения сделки, и даже в периоде ее исполнения. Не сможете? Верните НДС в бюджет.

Сотрудничество с недобросовестными контрагентами — это не только головная боль предпринимателя, но и реальный шанс потерять деньги по причине отказа в вычете НДС и соответствующих доначислений по налогу на прибыль. Поэтому сегодня важно все знать о контрагенте - от регистрационных данных до средней зарплаты сотрудников.