21 декабря прошлого года появился весьма занимательный законопроект о введении уголовной ответственности за подачу заведомо ложной налоговой отчетности.

В случае его принятия в Уголовный кодекс введут новую статью — 173.3 «Сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций»; а принятие его, судя по всему, совсем не за горами – предварительное рассмотрение законопроекта уже закончено, Правительство дало позитивно направленный отзыв. Давайте изучим - к чему готовиться.

Для начала о том, зачем им все это. Согласно пояснительной записке к законопроекту, осуждаемая схема деятельности заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых осуществляется изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков – эти документы затем сбываются заказчику либо по его поручению предоставляются в налоговые органы.

За указанные действия организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2-3% от суммы фиктивно подтвержденных налоговых вычетов. Общий объем незаконных налоговых вычетов в 2021 году по оценке ФНС составляют гигантские 1 трлн.руб. (интересно, а как они считали?). Попытки привлечь к ответственности за использование, изготовление и сбыт таких поддельных документов по существующим статьям УК РФ (ст. 173.1-173.2, 199 и 327) обычно проваливаются и законодатель всего лишь стремится устранить существующий пробел в праве. Пока все логично.

  1. Первая часть новой статьи вводит ответственность за подобные деяния, которые причинили крупный ущерб либо сопряжены с извлечением незаконного дохода в крупном размере. Наказание — штраф от 100 до 300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы до 4 лет.
  2. Вторая часть определяем последствия за те же преступления, но с отягчающими обстоятельствами – совершение их организованной группой или же с причинением особо крупного ущерба; в данном случае предусматривается наказание в виде принудительных работ сроком до 5 лет или лишение свободы на срок до 7 лет (штраф - бонусом). Здесь максимальное наказание — лишение свободы до семи лет. При этом отметим, что под крупным размером ущерба понимается сумма, превышающая 2,25 млн руб.; особо крупный размер — более 9 млн. руб.

Итак, что мы думаем об этом законопроекте? С одной стороны, уголовная ответственность грозит исключительно за сбыт фальшивых документов и как будто добросовестным налогоплательщикам бояться нечего. Но не нужно быть финалистом “Битвы экстрасенсов” чтобы понять, что проблемы могут коснутся не только организаторов площадок бумажного НДС, которые очень быстро эволюционируют чтобы выжить и зарабатывать.

Эта с виду вполне разумные карательные статьи являются воплощением риска расширительного толкования – при отсутствии последующих изменений в законопроекте предусмотренная суровая ответственность вполне может быть легко применена к вполне законопослушным налогоплательщикам, которые, например, без какого-либо умысла внесли ошибочные сведения в счета-фактуры.

Конечно, правоохранителям ещё нужно будет доказать осведомленность налогоплательщиков о том, что документы содержат неверную информацию, а также умысел на использование таких документов с целью получения незаконного вычета – но можно сказать с уверенностью, что мы будем намного чаще встречаться с угрозами и намеками от налоговиков о применении уголовной ответственности.

Кроме того, интересно будет посмотреть на то, как будет соотносится применение данной статьи с ст. 199 УК РФ, учитывая, что последствия за деяния в уже существующей статье намного мягче, чем в предлагаемом составе. Также отметим интересный факт: судя по уже упомянутому официальному отчету Правительства, изначально расследование подобных дел предполагалось возложить на плечи следователей ФСБ России (хотя это вряд ли произойдёт, идея всё равно говорит о многом).

Вот такие вот дела.

Читайте больше интересных статей в нашем блоге