Автомобили, конечно, не цыплята, которым сначала надо встать на ноги и уж потом попасть в статистику птичьего поголовья. Считать машины можно в любое время – лишь бы не сбиваться. Потому как сколько фирма насчитает, столько и заплатит транспортного налога. Казалось бы, куда проще. Арифметике все бизнесмены обучены, а бухгалтеры тем более. И автомобили на маленьких цыплят не похожи - всегда на виду, вряд ли сами по себе разбегутся и затеряются в траве. Но вот незадача: при подсчете транспорта, реально входящего в автопарк и числящегося на бумаге, цифры иногда не сходятся.
Эта разница в цифрах довела одного налогоплательщика (МУП «Челябинский автобусный транспорт») до суда. В конце 2017 года предприятие продало весь свой автопарк, а руководство, избавившись от актива, с облегчением вздохнуло: теперь транспортный налог платить не придется. Однако налоговики думали по-другому. Ну и что с того, что автобусы и легковые машины переданы по договору купли-продажи? Зарегистрированы они по-прежнему на предприятии. Значит, пусть оно и уплачивает за 2018 год транспортный налог в размере 5,9 млн руб. А еще вам, уважаемый налогоплательщик, начислены пени в сумме 1,7 млн руб. И за неподачу налоговой декларации вы тоже оштрафованы - на 110 тысяч.
Решение инспекторов устояло в трех инстанциях. Все судьи согласились, что считать надо иначе, чем это делало предприятие (Постановление АС Уральского округа от 05.04.2022 № Ф09-571/22 по делу № А76-21116/2021). Пока транспорт зарегистрирован на налогоплательщика, налог платить нужно именно ему. Во время спора выяснилось, что с куплей-продажей тоже не все было гладко. В середине 2018 года договор с организацией-покупателем расторгли по решению суда. А автомобили, которым так и не удавалось найти нового владельца, предприятие сняло с регистрационного учета только в ноябре-декабре 2019 года.
Аргументы в пользу налоговиков были следующими:
- Уплата транспортного налога зависит от факта государственной регистрации автомобиля, а не от факта его наличия или использования. Об этом еще Конституционный суд в Определении от 24.03.2015 № 541-О говорил.
- Данные о регистрации транспорта налоговики получают от ГИБДД. При определении налогооблагаемой базы они не ориентируются на договоры купли-продажи.
- Предприятие могло само снять автобусы и легковые машины с учета, поскольку по условиям договора покупатель должен был зарегистрировать на себя весь приобретенный транспорт в течение 10 дней после совершения сделки. Если бы МУП в одностороннем порядке обратилось в ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации проданного транспорта, никаких проблем с налогами потом не возникло бы. Но предприятие не воспользовалось этим правом.
Так что налог доначислен вполне обоснованно. Обязанность уплачивать его у предприятия никуда не делась. Ему надо было лучше смотреть за своим автопарком и внимательнее считать. К примеру, хотя бы осенью 2018 года вспомнить, что договор с покупателем расторгнут, а автомашины по бумагам так и числятся за прежним владельцем.
Как вы считаете, как нужно было бы действовать предприятию?
Читайте больше интересных статей в нашем блоге