Желание налоговиков пополнить бюджет заставляет их влезать во все более специфические сферы бизнеса. Не в каждой из них проверяющие разбираются, что вынуждает их обращаться за определенными выводами к экспертам. Однако, даже участие экспертов в налоговой проверке и процесс дачи ими заключений четко регламентирован НК РФ. Это позволяет учесть не только интересы налоговых органов, но также и права налогоплательщиков. В сегодняшнем материале мы расскажем об этом правовом регулировании, его подводных камнях и способах их обхода.
Что же такое экспертиза? Экспертиза - это исследование, производимое лицом, имеющим специальные познания в науке, искусстве, технике и ремесле (экспертом), результатом которого является письменное заключение с определенными выводами.
В каких случаях назначается экспертиза? Налоговый орган обязан ее назначить, если ему нужен ответ на такой вопрос, в котором его сотрудники не являются специалистами. Так, Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 содержит лишь 2 категории вопросов, по которым нельзя назначать экспертизу: вопросы права и бухгалтерского учета. Следовательно, ЦА ФНС РФ полагает, что инспекторы являются специалистами только в этих двух сферах (что одновременно комично, самонадеянно и грустно). К сожалению, инспекции часто забывают об этом письме и, например, не назначают экспертизу при постановке вывода о достаточности трудовых и материальных ресурсов налогоплательщика для выполнения определенных работ (по-хорошему, для такого вывода необходим, как минимум, расчет трудозатрат). В таком случае стоит обратить внимание вышестоящей инспекции на выход проверяющих за пределы своих профессиональных компетенций.
Права налогоплательщика при проведении экспертизы перечислены в п. 7 статьи 95 НК РФ. Рассмотрим основные из них:
- давать отвод эксперту. Основанием может выступать прямое доказательство его заинтересованности в результатах экспертизы или обоснованное сомнение в отсутствии таковой. Здесь важно помнить вот что: если долго работать с экспертизами, назначаемыми налоговым органом, то можно заметить периодически повторяющихся экспертов, дающих заключения. Действительно, инспекции любят обращаться к «проверенным» экспертам, но это автоматически не означает наличия повода для отвода.
- просить о назначении своего эксперта. На практике налоговый орган практически всегда назначает собственного. Однако. иметь своего эксперта полезно, т.к. в случае необходимости он может дать собственное заключение, уже более объективное.
- знакомиться с заключением. Знакомить налогоплательщика с заключением – ключевая обязанность налогового органа, т.к. такое заключение относится к материалам налоговой проверки. После анализа заключения можно подвергнуть его любой справедливой критике.
Вывод: налогоплательщику не только можно, но и нужно работать с экспертизой и ее последствиями. Правда, для этого желательно иметь знакомство с аналогичным экспертом в той же отрасли. Хотя, иногда самых первичных знаний о методиках и способах проведения определенных экспертиз хватает для аннулирования заключения.
Сталкивались ли вы с проведением подобной экспертизы?