Колонка налогового инспектора. Объем работы инспектора-камеральщика или реально ли всё успеть делать по своим проверкам (на примере деклараций по НДС)?

Представим среднюю налоговую инспекцию в относительно крупном российском городе. Даже в небольшом районе количество юридических лиц, являющихся плательщиками НДС, может колебаться от нескольких сотен до пары тысяч. Разумеется, указанные лица раз в квартал при идеальных условиях (все сдают декларации вовремя без каких-либо ошибок и корректировок) сдадут от нескольких сотен, до нескольких тысяч налоговых деклараций. А кто их будет проверять?

В оптимальном варианте, у средней инспекции, на проверку будет выставлено от 30 до 40 подготовленных инспекторов, не включая КАО, занимающийся сложными разрывами. Они будут всё делать в срок, качественно, и не допускать нарушение процедур проведения налоговых проверок. Однако в реальности всё как всегда  складывается по-другому. 

Треть налогоплательщиков может претендовать на возмещение НДС из бюджета. А если ещё и сумма возмещения переваливает за несколько миллионов? Что происходит в таком случае? Правильно, инспектор должен в первую очередь заняться проверками «возмещенцев», так как такие проверки обычно жестко контролируются всем вышестоящим начальством (если в инспекции конечно не работают законченные пофигисты). Остальные проверки же сопровождаются буквально по остаточному принципу.

При этом, на инспектора «в моменте» может быть возложено 20 или 30 проверок, сроки по которым, в отличие от выездных проверок, приостановить бедолага - инспектор не сможет. Поэтому достаточно обыденной является ситуация, при которой инспектор - камеральщик может запросить у вас документы, благополучно про вас забыть, и так и никогда их впоследствии не посмотреть – просто потому что в тот момент у него были более важные проверки. 

Налоговые декларации, связанные с возмещением НДС, так вообще могут лишить любого инспектора желания жить дальше. Перечень запрашиваемых в таких ситуациях документов, легко может дать фору любой тематической выездной проверке. Запрашивая любой набор документов, инспектор подсознательно надеется, что документы не пришлют, и не придётся тратить драгоценное время на их изучение и анализ.

Объективно, инспектор постоянно должен держать в голове массив данных, касающихся правомерности того или иного возмещения по нескольким разным налогоплательщикам. Непрерывно контролировать перечень планируемых мероприятий налогового контроля и сроки их примерного осуществления, и всегда быть в курсе состояния своих проверок.  Ведь ничто не мешает начальнику инспекции ни свет, ни заря собрать комиссию по возмещению НДС, в которой инспекторов начнут с особым пристрастием спрашивать относительно  имеющихся материалов полученных по проверке, и варианты дальнейших действий. И не дай бог инспектор не будет в курсе содержания документов по встречке, которые пришли сегодня утром!

А если завтра половина налогоплательщиков накупает бумажного НДС и будет сдавать декларации с нарушением срока? В таком случае, работать становится ещё «веселее», так как контрольно-аналитический отдел, который обычно камералит «разрывников» элементарно не справится с нагрузкой. Их работу придётся делить с остальными инспекторами, которые раньше этим никогда не занимались. Кстати, по этой причине, КАО всегда стараются укомплектовывать персоналом по максимуму.

Сдача же деклараций с «опозданием», автоматически обязывает инспектора к составлению  актов и решений по статьям 119 НК РФ и 122 НК РФ, что переводит инспектора на качественно новый круг ада –  теперь он также будет обязан соблюсти сроки, предусмотренных статьями 100 и 101 НК РФ. 

Когда в профессиональном сообществе всплывают примеры актов, которые были составлены в течении 4-х и более месяцев после окончания налоговой проверки, то будьте уверены – этот инспектор был завален своими проверками по самую голову, и время составить акт по проверке у него появилось только сейчас.