Сегодня поговорим о тонкостях юридического сопровождения деятельности Инспекции. Пожалуй начнём с того, что правовые отделы в Инспекциях являются своего рода вечной «палочкой-выручалочкой», которые при любом замесе, будь то подача жалобы, приезд «кровососов» -межрегиональщиков на внутренний аудит, какое-нибудь сложное обращение налогоплательщика (то, на которое товарищ Инспектор сам не знает чего ответить) всегда должны быть рядом и поднимать показатели правовой работы оказывать юридическую помощь всем нуждающимся.

Средний юридический отдел налоговой инспекции обычно состоит из 7 – 8 человек (информация по большей части применима к крупным городам, в районах всё гораздо скромнее). Обычно два или три человека из отдела  занимаются, собственно, профильной работой: ходят в суды, сопровождают налоговые проверки, помогают отвечать на жалобы граждан и различные запросы. Ещё один или два человека (как правило, только окончивших учёбу и поступивших на службу) непременно будут заниматься таким весёлым и бесполезным занятием как подача исков на списание задолженности, безнадежной к взысканию.

Остальные же в отделе сидят на так называемом «аудите»: мониторят показатели эффективности отдела, следят за поступлением жалоб и их своевременным «закрытием», а также обеспечивают правильность заполнения информационных баз внутри отдела (но при этом, также имеют высшее юридическое образование, и могут участвовать в судебных заседаниях). Поэтому, в среднем на Инспекцию обычно приходится 1 или 2 «реальных» юристов, которые и занимаются основным объемом работы. При этом, толковых специалистов всегда стараются перетянуть либо в инспекции с наилучшими показателями деятельности, либо же напрямую в управление по субъекту, ну или на волю, как автора этого поста. 

Кстати, по какой-то неведомой причине, в трех правовых отделах, где автору посчастливилось работать, около половины сотрудников было трудоустроено, что называется «по блату». Причём работой такие люди занимаются самой непыльной, спокойно насиживая стаж, и особо не стараясь напрягаться на работе. Видимо, именно таким людям стоит сказать спасибо за то, что суды выносят решения в пользу налогоплательщиков. Благодаря компетентности таких «специалистов», и их полной несменяемости в течении долгого времени, в инспекции попросту не могут устроиться квалифицированные специалисты, которые могли бы качественно представлять интересы налоговой службы.

Сами проверки обычно разделяются между сотрудниками юридического отдела нехитрым образом: самые «жирные» (в плане доначислений) проверки отдаются начальствующему составу, а всё что помельче и попроще, в порядке должностного подчинения. Это означает, что тому, кто только пришёл в налоговую сразу после института (и тут же получил шикарную должность специалиста 1 разряда) не дадут на сопровождение проверку «стоимостью» в несколько десятков миллионов. А вот, например, заместитель начальника отдела с удовольствием заберет её себе (получив за её успешное завершение хорошую премию в конце года, либо наоборот, качественный пендель в случае неудачи).

Эффективность работы юристов в Инспекциях может кардинально отличаться даже в пределах одного города. Если юрист-налоговик добросовестно подходит к исполнению своих обязанностей, и разбирается в тонкостях налогового законодательства, то каким бы «тугим» не был его «подопечный» камеральщик или выездник, шансы успешно довести до конца проверку у такого юриста буду гораздо выше, чем в тех инспекциях, где инспектор-контрольщик будет грамотнее курирующего юриста.

Продолжение своего видения роли юриста в сопровождении налоговых проверок от налогового инспектора читайте завтра.