За последнее время российские налоговые органы прошли серьёзную эволюцию, реализовали апгрейды во многих аспектах своей деятельности и стали намного эффективней; например, он внедрили тотальную автоматизацию и «риск-ориентированный подход», теперь проверки назначают не всем налогоплательщикам, а только находящимся в зоне потенциального налогового риска. В реалиях, в которых мы живем, подобная “выборочность” привела к тому, что проверки без доначислений практически перестали существовать; если мы возьмем примерную цифру из головы и скажем, что 90% проверок оканчивается привлечением налогоплательщика к ответственности – мы, скорее всего, даже преуменьшим.
И мы бы рады признать, что налоговики такие крутые и всегда попадают точно в цель, работают на ура – однако, из нашего опыта, накопленного за годы взаимодействия с ними, это даже примерно неправда. Потрясающая результативность налоговиков связана и с тем, что они часто, фривольно и безнаказанно сами нарушают НК РФ и другие НПА для достижения своих целей. Давайте рассмотрим это на примерах:
Незаконные требования & массовые запросы сверх нормы в стиле «Хочу все знать». Многие бизнесы сталкиваются с довольно популярной техникой налогового органа – заваливать требованиями пока не прогнутся. На практике часто встречаются случаи, когда запрашиваются документы по десяткам контрагентов из различных регионов на тысячи страниц – а ты, пока их собираешь, попробуй успеть доказать избыточность мер налогового контроля. Кроме того, у этой медали есть и другая сторона – порой налоговиками запрашиваются документы по типу “свидетельство о рождении запасного водителя грузовика поставщика”; и ведь серьёзно потом возмущаются, когда их не предоставляют!
Разрушение имиджа налогоплательщика. Это может принимать разные формы: так, при побуждении часто сотрудники налогового органа рассылают заказчикам проверяемого письмо, обличающее налогоплательщика во всех смертных грехах с припиской “предположительно”; контрагент, в свою очередь, долго не думает и просто прекращает взаимоотношения в одностороннем порядке – в итоге утрачен крупнейший заказчик. Другой пример – умышленные записи о недостоверности в ЕГРЮЛ; ещё один крайне удобный инструмент для “буллинга” проверяемого, последствия которого исправить возможно, но занимает время, за которое вы уже можете начать терять контрагентов.
Подмена налоговых мероприятий. Есть, например, такое замечательное явление как рабочие встречи (их статус и законодательную незакрепленность мы сейчас обсуждать не будем); налогоплательщик приходит на них, думая, что сейчас просто мило всё обсудит, объяснит и пойдёт домой – а на деле попадает под допрос от нескольких агрессивных инспекторов с приятной добавкой в виде психологического давления, угроз, шантажа и манипуляций. Подобная “замена”, конечно же, противозаконна – но зачастую приносит результаты, если в обработку попал впечатлительный неподготовленный директор без сопровождения налогового консультанта.
Нарушения сроков. В основном речь идёт, конечно же, о бесконтрольном и, по крайней мере с виду, бесконечном затягивании налоговых проверок по прихоти инспекторов. Чем дольше идет проверка, тем больше информации они успеют собрать и напихать в акт или дополнения; к тому же, тем дольше налогоплательщик будет чувствовать себя под прицелом, нервничать и ошибаться. Именно поэтому камеральные налоговые проверки, фактически идущие под 10 месяцев, не являются такой уж редкостью как может показаться.
Список можно продолжать – телефонный террор со стороны инспекторов, незаконные устные требования и указания, лукавство и откровенное вранье на рабочих встречах по побуждению и так далее. Такие неправомерные действия сотрудников налоговых органов зачастую совершаются при формальном рассмотрении результатов предпроверочного анализа – обязательно готовьтесь к ним чтобы избежать проблем.
Сталкивались с неправомерными действиями инспекторов?