Каждый из вас может представить такую неприятную ситуацию, когда во время рабочего дня на пороге вашего офиса появляются налоговые инспекторы и предъявляют Постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов. Включают камеру и начинают осматривать ваш офис, фиксируя все в протокол. Большинству налогоплательщиков и в голову не придет, что налоговые органы не имеют на это права.
Тем более такое право у них действительно есть и закреплено статьей 31 НК РФ, о чем они обязательно напомнят. Только давайте прочитаем подпункт 6 пункта 1 этой статьи: «в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества».
Упс, не зря судебные решения содержат утверждения, что права налоговых органов не абсолютны. И осмотр должен, оказывается, проводиться в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ. Нам ничего не остается, как обратиться к этой статье. А там с 2020 года русским по белому написано, что осмотр производится:
-при проведении выездной налоговой проверки;
-при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 и 8.9 статьи 88 настоящего Кодекса;
-при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в пунктах 8.1 и 8.9 статьи 88 настоящего Кодекса.
Все, на этом список закончен. Если основанием для проведения осмотра указано «в связи с проведением мероприятий налогового контроля», то основание это незаконно, даже если и утверждено заместителем начальника налогового органа. Не верите Налоговому Кодексу?
Так у нас в запасе есть еще Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, где в пункте 24 сделан следующий вывод: «Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки». Трактовалась старая формулировка, но про самостоятельную форму налогового контроля действительно и сейчас.
Допустим, вы не знали всех этих тонкостей, допустили инспекторов к осмотру, а они составили протокол, где зафиксировали что-то, на основании чего хмурят брови и важно сообщают «ну все, теперь вы попались». Ну и пусть хмурят дальше, потому, что Налоговый Кодекс предусмотрел такую ситуацию и в паре абзацев статьи 101 НК РФ есть такой текст «Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса». То есть протокол не имеет юридической силы.
Есть еще нюанс. При осмотре помещения необходимо наличие понятых. Это прямо закреплено в п.3 ст. 92 НК РФ. Обратите внимание на множественное число в термине «понятой». То есть этих самых понятых должно быть больше, чем один. Так, что если вдобавок к непонятному основанию для проведения осмотра, оно проводится в присутствии одного понятого, то можете смело быть уверенными, что данное мероприятие называется «нагнать жути». То есть не несущее никакой юридической силы демонстрация власти с целью подвигнуть вас к каким-то действиям.
Так, что теперь, если на вашем пороге появятся налоговые инспекторы с Постановлением, вы будете более подготовленными и не допустите в отношении себя произвольных и неправомерных действий. А лучше иметь под рукой телефон налогового консультанта, адвоката, юриста, который сможет проконсультировать вас по телефону или лично оказать вам квалифицированную помощь.