Одни из самых эффективных инструментов налоговых органов при доказывании нереальности поставок, транспортировок, нестыковок дат и времени в транспортных документах и прочие нарушения – системы «Платон» и «ГЛОНАСС». И если по первой налоговикам приходится направлять запросы оператору, то по второй системе между ФНС и АО «ГЛОНАСС» имеется соглашение о прямом доступе налоговиков к системе на местах.
Налоговые органы постоянно используют вышеуказанные инструменты не только в рамках налоговых проверок, но и вне рамок (при работе КАО или ППА). Давайте посмотрим, как к этому относятся судебные инстанции.
По системе «ЭРА-ГЛОНАСС» судебной практики с налоговиками нет (по крайне мере мы не нашли, если у кого-то имеется кейс – с радостью примем и, возможно, разберем дело на канале). Соглашение по экспериментальному типу вводилось только в мае 2021 года, тогда еще система работала с ошибками. Думаем, по этой причине пока нет актуальной судебной практики - она либо зарождается, либо еще только начнет зарождаться с данным инструментом.
Что касается системы «Платон» - тут изобилие судебных прений. Естественно, основная часть в пользу ФНС, поскольку не все и не всегда задумываются о последствиях отсутствия документов (доказательств) о перевозке/транспортировке ТМЦ.
Налоговые органы с помощью запросов по системе «Платон» успешно доказывают «техничность» контрагентов, как это указано например в деле А51-8372/2022: ко всем установленным признакам «техничности» контрагента налоговым органом дополнительно проверены транспортные средства на предмет подключения к системам «Платон» и «ГЛОНАСС» (единственное дело, где ГЛОНАСС мельком упомянуто). По свидетельским показаниям ТС осуществляли перевозку, однако налоговым органом установлено, что они не подключены к вышеназванным системам, что свидетельствует о нереальности транспортировки.
Аналогичным образом налоговики пришли к выводу и в деле А23-2937/2020. В подмогу к данным выводам добавилась и система распознавания автомобильных номеров «Поток».
Отсутствие информации о маршрутах движения ТС используется налоговыми органами как доводы о нереальности сделок (поставок) и в таких судебных делах, как А67-4860/2021, А73-2838/2021, А60-14393/2021, А55-16914/2021. Даже могут посчитать скорость ТС с учетом расстояния и времени поездки, указанных в документах (КАМАЗ со скоростью 188 км/ч звучит очень страшно).
Также налоговые органы успешно пользуются доказательствами того, что по документам ТС находились в одном городе, а по системе «Платон» они же колесили по другой части страны (дела А75-3854/2021, А75-8317/2021).
И конечно же налоговики используют вышеуказанные системы при доказательстве того, что: транспортные средства не осуществляли столько выездов, сколько указано в документах (например, по документам было 10 поездок, а по системе «Платон» одна); перевозки осуществлялись спецрежимниками; и даже доказывают взаимозависимость и последующий умысел (дела А12-28565/2021, А41-54135/21, А55-16914/2021).
Из всей этой тьмы пробиваются и лучики света, как в деле А56-10241/2021, где суд указал, что полученная налоговым органом информация от оператора системы «Платон» не может быть признана в качестве достоверного доказательства, опровергающего факт доставки товаров.
Но в настоящий момент этих лучей света недостаточно и возможно скоро появится практика с учетом результатов использования системы «ГЛОНАСС» в дуэте с системой «Платон».
Реальность поставок является одним из самых слабых мест при использовании в деятельности сомнительных контрагентов и пускать данный вопрос на самотек нельзя. Налоговики используют комплекс мероприятий для доказательств вины налогоплательщиков и одними только «Платонами» и «ГЛОНАССами» нарушений не докажешь, что также должны делать и компании, которые хотят защитить свой бизнес от излишних доначислений налогов и нападок налоговых органов – проводить комплексную защиту от налоговых рисков.