«Все, что попадает в интернет, остается там навсегда» - многие знакомы с этой фразой, но не все понимают насколько все серьёзно. Занимаясь оптимизацией налогов (да и в просто ведя бизнес), вы всегда оставляете цифровые следы. Вполне вероятно, что они будут использованы налоговиками против вас.

Итак, что же такое этот “цифровой след”? В общих словах, это данные, которые вы оставляете при использовании интернета – к ним могут относиться посещаемые веб-сайты, содержание электронных писем, переписка в мессенджерах, информация в онлайн-формах и многое другое. Цифровые следы подразделяются на активные и пассивные: вы оставляете активный след, когда намеренно совершаете какие-либо действия, делитесь информацией, делаете публикации в социальных сетях, пишите на сайтах или онлайн-форумах; пассивный же цифровой след создаётся, когда информация о вас собирается без вашего ведома - например, сколько раз и в какое время вы посещали конкретный сайт, с какого IP-адреса и т.д.

За последние годы ФНС неплохо продвинулось в сборе доказательств различных схем по уходу от уплаты налогов, в их руках – огромные массивы цифровых данных и ресурсов, и этот процесс цифровизации необратим. Глобальные изменения делают весь наш мир все более виртуальным, цифровым; очень многие процессы переводятся в онлайн-формат, что еще больше расширяет возможности налоговиков и делает вас более уязвимым для проверяющих. Как говорил ещё в 2021 году Даниил Егоров: “Нельзя сказать, что я за последнее время видел что-то такое, что можно было бы назвать если не изящной, то удивляющей схемой… Когда попадаешь в цифровое пространство, ты все равно оставляешь след. И это вопрос времени, когда этот след будет выявлен.”

Цифровые следы становятся убойными доказательствами взаимозависимости и дробления, подмены трудовых отношений, неприменения онлайн касс и много другого. Самые простое что могут проанализировать: IP-адреса регистрации бизнеса, отправки налоговой отчетности, входа в интернет банк и подтверждения платежек, входа в электронную почту, массовые регистрации с одного устройства самозанятых, централизованное декларирование доходов.

Ситуация серьезная, но не фатальная. Включайте голову, важна не только сиюминутная выгода, но и последствия ваших действий. Вот наши главные рекомендации:

  • Делитесь информацией в интернете аккуратно. Это особенно касается сайта компании и страниц в социальных сетях предпринимателей - иногда они сами же выкладывают изначально токсичные данные; в других случаях, люди даже не подозревают, что эти данные потенциально могут принести им вред, разрушив например легендирование взаимоотношений с контрагентом. В деле №А53-23398/2019 ситуация была следующая: компания на своем сайте с большой гордостью перечислила возведенные ею жилищные комплексы; при проверке налоговики установили, что один из них возвела другая организация, бизнес был умышленно раздроблен на эти две компании, чтобы вписаться в допустимый лимит доходов на УСН; итогом стали доначисления в 30 млн руб.
  • Ваша переписка с контрагентами и сотрудниками в мессенджерах может быть прочитана не только отправителем и получателем, и тогда даже невинные фразы могут быть истолкованы по разному. Безусловно, обмен информацией в интернете это быстро, удобно и эффективно, может послужить весомым доказательством реальности взаимоотношений с контрагентом. Но бывают и обратные ситуации, как например в деле № А40-107139/17-108-1095 где компании доначислили более 300 млн руб. после изучения переписки, свидетельствующей об обналичке, перечисление денег на счета фиктивных организаций менеджер обсуждал в Skype. И таких примеров уже очень много.
  • Проверьте, какие вы используете IP-адреса и насколько это соответствует вашей официальной бизнес-легенде.

За вашими действиями в “онлайне” могут следить, причем вы долгое время этого можете даже не замечать. Действуйте на опережение, мудрее, эволюционируйте, иначе вымрете как динозавры.