Многие из вас, получая акт проверки, задумывались над вопросом "̶К̶т̶о̶ в̶и̶н̶о̶в̶а̶т̶"̶ "Что делать?". Ответ на этот вопрос очевиден, благо налоговый кодекс дает ответ: писать возражения.
Однако, решение проблемы с самим действием далеко не всегда позволяет определить точный порядок его совершения. Ведь мало знать, что нужно подготовить возражения на акт, необходимо также понимать, как это делать. Вот о том, как должны выглядеть возражения, мы и поговорим в сегодняшнем материале.
Срок подготовки. Не можем обойти важный формальный момент: п.6 статьи 100 НК РФ дает право подать возражения в течение месяца со дня получения акта проверки. На практике все может произойти еще интереснее: налоговые органы в большинстве случаев назначают дату рассмотрения гораздо позднее срока подачи возражений. Впрочем, это не лишает налогоплательщика возможности представить возражения в письменном виде (приложить к протоколу рассмотрения) на самом мероприятии. Если инспекция будет стараться не принять такие возражения, то можно сказать следующее, дословно: "по поводу акта проверки устно хочу сообщить следующее, прошу точно записать мои слова в протокол". А дальше устно озвучить уже имеющиеся в письменном виде возражения. Поверьте, ни один инспектор не захочет проходить подобное, так что на их попытку не принять возражения просто предупреждаем о гипотетической возможности озвучить их устно.
Цель. Главная задача возражений - опровержение доводов инспекторов, изложенных в акте проверки. Но дьявол, как известно, кроется в деталях, а именно, в полноте опровержений выводов налогового органа. На этот счет мнения у специалистов могут разделиться, но наше остается неизменным: в возражениях нужно заявлять только те аргументы и подтверждать те обстоятельства, которые налоговый орган не сможет опровергнуть. В крайнем случае вы должны быть уверены в том, что дальнейшее исследование инспекцией ваших доводов и доказательств не сыграет с вами злую шутку и вы готовы к более пристальному вниманию со стороны проверяющих.
Примерная структура возражений. Структура возражений зависит от доводов инспекции, изложенных в акте. Т.к. большинство налоговых претензий, с которыми нам приходится сталкиваться, сводятся к фирмам - "однодневкам" или схеме "дробления бизнеса", мы покажем примерную структуру налоговых возражений на их примере. Итак, выглядит она приблизительно следующим образом: деловая цель (с документальным подтверждением, если вы опять же готовы к возможному пристальному изучению этих документов и толкованию каждого слова из них не только в вашу пользу) - опровержение признаков схемы "дробления бизнеса" или "транзитного характера" контрагентов (в первую очередь нужно использовать обстоятельства, установленные в самом акте проверки) - описание реальной схемы взаимоотношений (с приложением доказательств реальности сделок) - подтверждение отсутствия умысла (сейчас умысел вменяют практически в любом акте). Процессуальные нарушения в ходе проверки имеет смысл описывать только тогда, когда жалобы на них уже поданы в вышестоящий налоговый орган.
Вывод. У каждого действия должен быть неочевидный, скрытый смысл. И в отношении возражений таковым будет следующий: грамотно составленные возражения заставят инспектора засомневаться в успешном окончании проверки, и, возможно, приведет к проведению дополнительных мероприятий налогового контроля. А это уже, в свою очередь, даст вам время еще улучшить ваши аргументы для дальнейшего доказывания своей правоты.