Недавно к нам обратился потенциальный клиент, ему потребовалась налоговая оптимизация. У него автосервис, деятельность ведет через ИП на патенте, сотрудников 15 человек. У предпринимателя возникла идея всех своих сотрудников вывести из штата и заключить с ними договора гражданско-правового характера как с самозанятыми. Это, по его мнению, позволило бы построить полностью легальную схему работы с минимальной налоговой нагрузкой.

Налоговый консультант, который рассматривал данный вопрос, дал отрицательное заключение на саму идею:

  • Самозанятые не могут получать оплату на этом режиме от бывшего работодателя в течение 2 лет  с момента увольнения
  • Моноклиентство (получение дохода от одного источника или узкого круга) - главный признак искусственного применения режима самозанятых с целью снижения налогового бремени. Доказать притворность операций достаточно легко, это выяснится при первом допросе.
  • Сравнение с такси не совсем корректно, потому что там реальные поступления агрегатору от множества лиц и само сотрудничество с самозанятыми не является притворными сделками с целью прикрыть трудовые отношения.
  • Если сумеете доказать, что самозанятые приходили со своим инструментом выполнять работы для заказчиков, а ИП был агрегатором, то можно попробовать, но такое доказательство представляется мне сомнительным
  • Режим самозанятых можно использовать, если точно уверены, что работники на допросе сообщат, что они не работали на вас, а вы подкидывали им работу

В других случаях такой режим - чрезвычайно рискованный.

Клиент отреагировал:

Я не хочу брать сотрудников на работу. Я хочу оказывать услуги по привлечению клиентов и сдаче в аренду рабочих мест.

В чем моноклиентство? У нас много розничных клиентов заказывающих услуги по ремонту авто. Я как агент, организую этот процесс, а механик делает ремонт. В такси ведь точно также - есть один агрегатор, который соединяет клиента и исполнителя.

Задача как раз в том, чтобы эту схему правильно оформить.

А работать в старом формате (конверты, минималка и оплаты во все возможные фонды) уже не возможно. Весь бизнес по швам трещит.

Кстати, основное непонимание заключалось в самой сумме налоговой экономии.  По подсчетам «на коленке» получалось, что бизнесмен, если переложит все бремя налогообложения на сотрудников,  сэкономит около 80 тысяч рублей в месяц.

В любом случае, бизнесмену в сотрудничестве отказали, потому что создавать налоговую модель, где большая вероятность доначислений точно не для нас.  Но хотелось бы разобрать отличия схемы такси и «схемы сервиса».

Все понимают, что такси это самозанятый водитель, который на своей или арендованной машине непосредственно оказывает услуги перевозки гражданам. Агрегатор, к примеру, Яндекс, находит таксисту клиентов, принимает оплату (если безнал) и перечисляет ее водителю. Водитель сам заправляет автомобиль и производит его техническое обслуживание.

Можно ли аналогичную схему внедрить в сервис? Конечно можно, но это будет выглядеть следующим образом. Самозанятый слесарь  инструментом  агрегатора (ИП сервис) на оборудовании агрегатора в помещении агрегатора с помощью запасных частей, купленных агрегатором, производит ремонт автомобиля Заказчика. По режиму работы, установленному агрегатором. Гарантийные обязательства по выполненным работам несет так же агрегатор.

Как видим при всей юридической похожести схем организации бизнеса, «есть нюансы» (из анекдота).  Мы не рекомендуем использовать самозанятых как массовый инструмент оптимизации налогов из-за достаточно простого (с нашей точки зрения) выявления данной схемы и доказательства наличия трудовых отношений. Самозанятые это точечный инструмент. Или модель построения бизнеса.
‼️ Кстати, ранее мы публиковали на канале викторину по самозанятым, которая позволяла узнать правильные ответы по данной теме. Тогда было в разы меньше подписчиков. Если вы проголосуете «ЗА», то мы повторим ее в ближайшие выходные.