Договор поставки – один из наиболее распространенных договоров в предпринимательской среде. И в подавляющем большинстве случаев покупатели предпочитают включить стоимость доставки в цену товара и возложить доставку на продавца. Такие условия договора особенно интересуют налоговых инспекторов, так как доставка, осуществленная за счет продавца должна оставить какой-то след (документальный или физический).
В этом посте мы расскажем о том, на что, прежде всего, обращают внимание налоговые органы при проверке реальности доставки товара продавцом.
Проявление должной степени осмотрительности при выборе поставщика:
Верховный суд в деле “Звездочки” (Определение от 14 мая 2020 № 307-ЭС19-27597) указал, что проявление налогоплательщиком должной степени осмотрительности зависит от конкретных условий договора. Следовательно, объем запрашиваемых у поставщика документов, должен быть иным, по сравнению, например, с выбором контрагента по договору поставки на условиях самовывоза товара покупателем.
Инспекция обратит внимание на запрос покупателем следующей информации:
- Наличие транспортных средств у продавца. Разумный налогоплательщик, по мнению налоговых инспекторов, должен убедиться в наличии у поставщика транспортных средств, принадлежащих ему. Эти данные можно получить только непосредственно у поставщика путем отправки ему соответствующего запроса. Запрашивать следует информацию: о количестве транспортных средств, на каком праве они принадлежат поставщику и т.д.
- Заключение поставщиком договоров перевозки товара. Также у поставщика необходимо запросить информацию о заключенных договорах перевозки товара (шире – информацию о том, каким образом поставщик будет исполнять условие договора о доставке товара). В ответ поставщик должен указать, какая компания будет осуществлять перевозку товара (не лишним будет проверить эту компанию по общедоступным источникам информации)
Правильное оформление первичной документации
Для подтверждения реальности доставки товара за счет покупателя, к чему у инспекторов тоже могут возникнуть вопросы, необходимо составить все обязательные первичные документы и представить их по требованию в налоговый орган
Товарно-транспортная накладная (или товарная накладная)
-Налоговые органы и суды не сформировали единой позиции относительно обязательности составления ТТН для доказывания реальности доставки за счет покупателя. Однако, отсутствие данного документа, в совокупности с признаками “проблемности” контрагента (например, отсутствие у него транспортных средств) может склонить чашу весов не в пользу налогоплательщика. Поэтому лучше вовремя и без ошибок составлять ТТН.
Путевой лист
- Судебная и административная практика стоит на позиции того, что само по себе отсутствие путевых листов не означает нереальности доставки за счет продавца, в отсутствие иных доказательств. Однако, при наличии признаков неблагонадежности поставщика, отсутствие у него (или перевозчика) путевых листов может сыграть решающую роль не в пользу налогоплательщика. Не забывайте о том, что у покупателя в данном случае путевого листа быть не может.
Документы, необходимые для перевозки отдельных видов товаров
- Для перевозки отдельных видов товаров законодательством установлены требования об оформлении соответствующей сопроводительной документации. В частности, при перевозке с/х продукции (например, злаков) обязательно оформление ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарных сертификатов, свидетельств, справок). Данные документы должны быть получены поставщиком или его перевозчиком
В настоящее время максимальное документирование сделок с поставщиками в части подтверждения факта доставки является залогом отсутствия проблем в будущем. Отсутствие доказательств наличия транспорта – серьезная брешь в легенде налогоплательщика при проверках.