Налоговый контроль из разовых мероприятий уже давно трансформировался в хронический процесс. Система проверяет ваш бизнес нон-стоп 24/7. В автоматизированном режиме анализируются данные отчетности, движения по расчетным счетам, контрагенты, финансовые показатели налогоплательщика сравниваются с данными в среднем по отрасли, вычисляются сомнительные активности, схемы и т.д. Если вы сейчас не ощущаете этих пермантентных проверочных мероприятий – значит у них пока есть кто то более интересный, перспективный и платежеспособный. Подождите, возможно скоро и ваше время настанет.
Причин для повышенного внимания налоговиков много: разрывы НДС, сомнительные контрагенты, низкая налоговая нагрузка, зарплаты в конвертах, схемы с самозанятыми, сделки с взаимозависимыми лицами, дробление бизнеса и т.д. Иногда достаточно просто относится к «подозрительной» отрасли (например клининг) или стать жертвой отработки площадок бумажного НДС, когда в районные инспекции централизованно рассылаются списки потенциальных выгодоприобретателей. По результатам первичного кастинга формируется пул жертв для «ручной» отработки.
Обычно в отношении этих «счастливчиков» налоговики собирают минимальную аналитику, документы, информацию. Цель – понять, как именно вы обманываете государство, выявить потенциал для роста поступлений в бюджет. А затем начинается самое интересное – побуждение к добровольному уточнению налоговых обязательств за прошлые периоды.
Я вместе со своей командой проанализировал весь наш опыт и с удовольствием поделюсь своими мыслями и наработками – как подготовиться, как действовать во время таких «побуждений», чтобы не заплатить лишнего:
Раньше «побуждали» в основном на комиссиях по легализации, по работе с налогоплательщиками с повышенным риском и прочим, сейчас эти коллегиальные органы запретили - этим и этим. Сама по себе практика стимулирования никуда не делась, просто в соответствии с последней модой она перешла в статус «без четкого описывания».
Встречи в ФНС могут быть неформальными, но чаще официоз все-таки присутствует. Налогоплательщику заранее присылают уведомление – приглашение, само действо “побуждения” фиксируется протоколом, в конце которого обязательно указывается что-нибудь повелевающее-угрожающее. Требования к кадровому составу побудительной бригады налоговиков, порядок проведения и оформления таких встреч ничем не установлен.
Стоит ли идти на «рабочую встречу». Мое мнение – да, идти. Это полезно чтобы понять суть претензий налоговиков, получить ценную информацию что им известно и чего они пока не знают. Получить возможность сформировать, донести и отстоять качественную позицию по спорным вопросам. На ранней стадии предотвратить налоговый спор, отбить претензии. Сформировать эффективный имидж законопослушного налогоплательщика, который знает свои права, умеет и не боится их отстаивать.
Кому идти. Налоговики хотят видеть директора, потому что его гораздо легче запугать, обмануть, манипулировать. Директора часто боятся «испортить отношения», не всегда разбираются в налоговом законодательстве, наиболее впечатлительны, им легче откупиться. Но представлять налогоплательщика может не только директор. Это может быть любой штатный сотрудник компании (коммерческий директор, юрист, бухгалтер) или внешний эксперт с опытом противостояния ФНС. Участие налогового консультанта в подготовке и самой встрече однозначно полезно. Миф о том что присутствие консультанта это признание своей вины, свидетельство что вам есть что скрывать, всего лишь миф, выгодный только ФНС.
Сразу как получили приглашение – начинаем готовиться. Тема встречи вам уже известна, проверяйте первичные документы, доказательства реальности сделки, анализируйте текущее состояние контрагентов, историю оплат, свяжитесь с ними и пр. Перед встречей у вас должно быть понимание в чем конкретно вас могут обвинить, насколько сильны ваши позиции. Это как минимум добавит вам уверенности и психологического комфорта.
Продолжение следует….