В последние пару лет практика вызовов налогоплательщиков на комиссии по легализации налоговой базы по НДС превращена налоговыми органами в обычный инструмент налогового контроля.
В ходе комиссии проверяющие стараются сподвигнуть налогоплательщика к доплате НДС в бюджет посредством подачи уточненной декларации. При этом используются различные аргументы, которые могут смутить неопытного представителя налогоплательщика:
- -признаки "проблемности" контрагентов;
- -данные (не обязательно актуальные) о номинальности должностных лиц контрагента;
- -обещанием кары в виде неизбежной выездной налоговой проверки.
Одним из самых распространенных аргументов является наличие налогового разрыва. И в этой публикации мы поможем вам понять, что это такое и с чем его едят, а также дадим несколько практических советов о том, что нужно делать при получении информации о разрыве.
Понятие разрыва. Старания по поиску его определения в Налоговом Кодексе и других нормативных документах не увенчаются успехом. Понятие налогового разрыва разработано налоговыми органами для них самих, но не для налогоплательщиков. Однако, опыт работы на комиссиях и с налоговыми органами в целом позволяет определить это явление: сведения о наличии в цепочке хозяйственных отношений несформированного источника вычета (возмещения) НДС.
Проще говоря, кто то из ваших контрагентов разных звеньев не уплатил НДС в бюджет. Эти сведения могут быть получены проверяющими из нескольких источников, главными из которых являются автоматизированные системы контроля (АСК НДС-2, СУР).
Разрывы бывают простыми и сложными (вариант: прямыми и сложными). Эта градация также была придумана налоговыми органами для самих себя, но служит добрую службу налогоплательщикам. Простой разрыв связан с неуплатой в бюджет НДС вашим прямым контрагентом (по первому звену), сложный - с неуплатой НДС контрагентами последующих звеньев.
У этих видов разрывов разные степени опасности: прямой разрыв требует более тщательной работы по выстраиванию системы доказательств: отсутствия "проблемного" характера контрагента; реальности хозяйственных взаимоотношений с ним; проявления налогоплательщиком должной степени осмотрительности при выборе контрагента. Вообще в среде профессионалов бытует мнение, что прямой разрыв практически никакими инструментами и доказательствами не отбивается.
Узнать о разрыве можно только у налогового органа. Контрагент налогоплательщика может просто не обладать необходимыми сведениями. Кроме того, у контрагента первого звена невозможно узнать информацию о сложном разрыве.
Таким образом, налоговый разрыв является одним из самых частых аргументов налоговых органов на комиссиях по легализации налоговой базы по НДС. Однако, даже с информацией о его наличии можно работать.
Несколько практических рекомендаций
- при участии в комиссии обязательно необходимо уточнять информацию о наличии/отсутствии разрыва, т.к. без этого признака любые другие подозрения налогового органа в неуплате налогов беспочвенны. Отсутствие разрыва означает уплату НДС всеми звеньями цепочки контрагентов и отсутствие ущерба бюджету. Если проверяющие отказываются дать вам информацию о разрыве, то это может быть связано со слабостью их позиции
- при получении информации о разрыве необходимо готовить пакет первичных документов. подтверждающих реальность операций с интересующим инспекцию контрагентом. Желательно представить этот пакет добровольно вскоре после комиссии налоговому органу для отведения от себя подозрений. Однако только документов в настоящее время недостаточно.
Практика показывает, что только убедив инспекторов, что вы были добросовестным налогоплательщиком и проявили должную осмотрительность при выборе контрагента на 146% можно рассчитывать на сохранение не только вычетов, но и нервов.
А вы сталкивались с разрывами в своей деятельности?