Причины проверки юридических адресов, допускаемые налоговиками недостатки и способы их исправления в материале действующего сотрудника ИФНС.

Анализируя судебную практику по необоснованной налоговой выгоде, зачастую бросаются в глаза аргументы налогового органа про «отсутствие контрагента по адресу государственной регистрации», либо о том, что «в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлена недостоверность сведений в отношении контрагентов проверяемых лиц».

Автор этого поста неоднократно привлекался для участия в осмотрах адресов на предмет недостоверности, и решил поведать о некоторых  тонкостях, которые используют налоговики для «чернения» адресов «белых» контрагентов, а также самого налогоплательщика.  Немного о том, почему это происходит.

Юридически,  на основании п. 4.2 ст. 9 Федерального Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, налоговикам дано право осуществлять проверки достоверности сведений в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.  В теории, всё просто: территориальные налоговые органы осуществляют выборочную проверку сведений из ЕГРЮЛ, проводят мероприятия с целью подтверждения/опровержения указанных сведений, выявляют однодневки и стирают черные пятна с белоснежных просторов российской экономики

По факту всё сложнее. Всё дело в том, что при анализе показателей эффективности деятельности ИФНС по субъектам РФ учитывается т.н. показатель «чистоты среды» (хотя юридически данный термин никак не определен).  Если коротко, показатель формируется из суммы всех выявленных налоговых разрывов на территории налогового органа в перерасчете на количество зарегистрированных юридических лиц и ИП.

В том случае, если этот показатель низок (что по мнению  налоговиков свидетельствует о том, что на их территории каждая вторая организация – однодневка) организуются массовые рейды, в массовом порядке составляют протоколы об отсутствии организаций по адресу государственной регистрации, с последующим занулением налоговых деклараций у тех организаций, кто не пошёл жаловаться.  Таким образом, по мнению фискальных органов, среда «очищается».

О причинах мы узнали, теперь я расскажу, какие недостатки при этом чаще всего допускают.

  • Недостаток №1 – проведение осмотра не выходя из «дома». Обычно такое происходит в случае указанном выше, либо потому что до организации в рамках «рейда» не смогли дозвониться/арендодатель не смог вспомнить, есть у него в здании такая организация, или нет (например, такое обычно происходит при взаимодействии с отделами аренды бизнес-центров).

Решить возникшую проблему обычно можно даже без направления жалобы – достаточно позвонить в Инспекцию и мягко наехать, обычно инспекторы просят прийти с документами  руководителя/представителя организации, после чего в их присутствии составляется повторный протокол осмотра помещения.

  • Недостаток №2 – когда осмотр был, но в качестве понятых вписаны лица, имеющие отношение к налоговому органу (инспекторы из других отделов, водители, уборщицы, бухгалтерия Инспекции). Должности указанных «понятых» при этом не указываются.

Это обстоятельство само по себе является основанием для признания протокола осмотра недействительным, так как понятыми не могут быть лица, заинтересованными в исходе проводимых мероприятий.

  • Недостаток №3 –  инспектор не нашёл вход в нужное помещение (актуально, когда много организаций находится в жилом доме с административными помещениями) и в протоколе осмотра коротко указывает что организация по адресу не находится.

Элементарно решается указанием в жалобе на то, что инспектором не были осмотрены все помещения по указанному адресу и не получена информация от собственника помещения (однако указанные доводы не сработают при проведении видеозаписи).

При этом, налоговики никак не могут опровергнуть нахождение организации по адресу в том случае, если имеются вывески организации (вывеской может быть даже лист формата А4 с указанием названия и реквизитов организации) однако в момент проведения осмотра офис/помещение организации были закрыты.

В общем и целом – это наиболее типичные ошибки, которые допускают должностные лица налоговых органов при проверке достоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Просим вас проголосовать, будет ли актуальной публикация последствий признания юридического адреса недостоверным или вы и так их знаете.

Читайте больше интересных статей в нашем блоге