Есть расхожая фраза, что война все спишет. Сейчас у многих предпринимателей может возникнуть мысль, что в условиях информационного хаоса, санкций, экономического «пока непонятно чего» нужно как можно больше наоптимизировать НДС. Главное сейчас выжить, а завтра будь что будет. Тем более продавцы бумажного счастья во всю уже рекламируют товар всеми доступными способами. Но сегодня еще не наступило время для ежеквартального предупреждения нашего канала о действиях относительно бумажного НДС.
Вряд ли такой настрой предпринимателей понравится налоговой службе. Так, что нас ожидает новая серия «ты догоняешь – я убегаю», что уже стало будничной обыденностью. По большому счету, никакой настрой не поменяет качественно картины противостояния. Как показала практика, на положение дел с бумажным НДС, принципиально не повлияли не автоцепочки, ни ИАС КБ, ни федеральная база выгодоприобретателей. Потому, что ни один инструмент не решает главного: доначислять должны камеральщики или выездники в рамках проверок на основании Налогового кодекса.
Так есть ли какие-то решения, которые кардинально изменят картину? Как минимум мне видятся два инструмента, которые обсуждались ранее, но пока не внедрены. Хотя один из них стоит (стоял?) в планах ФНС. Речь об электронном документообороте (ЭДО). В конце 2020 года была принята «Концепция развития ЭДО в хозяйственной деятельности». https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/edo/edo_concept.pdf
На 35 страницах доносится несколько ключевых мыслей:
- На бумажный документооборот страна тратит 3,4% ВВП, а ЭДО высвободит 1,15 млн. человек. Бухгалтер, давай, до свиданья.
- ЭДО не обязательно, вот и не работает
- Действующие операторы ЭДО плохо взаимодействуют между собой
Так же утверждены главные направления развития ЭДО:
- Увеличение числа утвержденных форматов электронных документов.
- Переход от квалифицированных электронных подписей (КЭП) на флешках к облачным подписям
- Внедрение электронных доверенностей
- Упрощение и унификация правил обмена электронными документами. Главная цель — обеспечить государству доступ к первичке от оператора ЭДО для тотального контроля.
Кроме того, в документе есть запланированные результаты: до конца 2024 года в электронный вид должны перейти 95% счетов-фактур и 70% накладных.
А теперь представьте, что поставщики бумажного счастья, как и вы переведены на ЭДО. Готовы ли они к такому повороту событий. Мне представляется, что готовы, но вот бизнес вряд ли. Так как вожделенная цифра необходимых от «поставщика» документах в муках рождается не ранее 20 числа месяца, следующего за кварталом. Хотя, как было сказано, «жить захочется – еще не так раскорячишься».
Но если к ЭДО бизнес и продавцы бумаги еще могут адаптироваться, то в случае введения спецсчетов по НДС я реально не представляю выхода (да и не думал особо). Эта идея барражирует в информационном пространстве уже много лет, но почему-то не переходит в плоскость реализации. Хотя опыт работы при ГОЗ есть уже у многих предприятий.
Смысл спецсчета заключается в том, что деньги с него могут уйти или на другой счет по НДС или в бюджет. Я не вижу особой технической проблемы ввести этот инструмент тотального контроля, по крайней мере для безнальных платежей. А наличный расчет и так уже завели на 100% под контроль ФНС. Конечно я помню про «просто было на бумаге, да забыли про овраги». И мое не видение проблем, скорее всего, основано на слабом знании предмета. Но только ли в технической невозможности такого решения причина того, что этот проект еще не был реализован?
Как вы считаете, какой из инструментов смог бы свести на нет проблемы с «оптимизацией» НДС?
- спецсчета по НДС –
- ЭДО –
- ни один из них –
- другой вариант -