Сделки с проблемными контрагентами, фиктивные поставки и работы – это любимые темы налоговиков, классика на все времена и самая массовая категория налоговых споров. Столкнуться с необходимостью доказывать реальность сделки может любой налогоплательщик, если его налогооблагаемая база уменьшена за счет расходов на закупку товаров или услуг от таких спорных контрагентов.  Причем претензии могут прилететь абсолютно неожиданно и в разной форме - в актах налоговых проверок, в устном общении с инспекторами, на «рабочих встречах» и комиссиях в ФНС.

 Сегодня мы поделимся советами - что делать если вас зажали в темном углу агрессивные налоговики, обзывают вашего контрагента грубыми словами и требуют убрать вычеты:

1. Постарайтесь убрать все эмоции, возмущение и страх. Возьмите себя в руки, включите режим "бюрократ". Ваша задача на этом этапе - объективно оценить насколько все плохо и что еще может пойти не так.

2. Часто налоговики не заморачиваются сбором доказательной базы, идут по пути наименьшего сопротивления, руководствуясь пословицей «Кто везет на том и едут». Используют шаблонные обвинительные формулировки без какой-либо привязки к конкретной ситуации, технично делегируют налогоплательщику бремя доказательств.

3. Чтобы отбить атаку, зафиксируйте все доказательства, которые налоговые инспекторы используют на текущем этапе для доказательства проблемности вашего контрагента.

4. Отдельным блоком выпишите все что еще может случится плохого, до чего налоговики еще не додумались, но могут; какие дополнительные аргументы могут использовать в будущем. Например – получить данные из системы Платон о перемещении грузового автомобиля или допросить бывшего кладовщика, который принимал товар.

5. Проверьте наличие и качество первичной документации по сделке, отсутствие ошибок. Оцените текущее состояние контрагента – отметки о недостоверности, ликвидация компании и пр. Свяжитесь с ним, договоритесь о сотрудничестве.

6. Проведите ревизию косвенных доказательств реальности сделки, вспомните как все было на самом деле: кто был инициатором сделки, кто когда с кем контактировал, по каким номерам и электронной почте, как вы проверяли контрагента перед заключением договора, кто готовил договор, как согласовывали условия, почему вы выбрали именно этого контрагента, на чем перевозился товар, кто выполнял и принимал работы и т.д.

7. Напротив каждого обвинения ФНС сделайте свои отметки – правда это или нет, чем вы можете опровергнуть это или пояснить:

- Отсутствие у контрагента ресурсов объясняем возможностью привлечения им внешних исполнителей, подрядчиков;

- Отметки о недостоверности в ЕГРЮЛ, исполнительные производства – проверяем дату плохой записи, обычно они появляются гораздо позже периода заключения и исполнения сделки. А вы вы проверяли контрагента раньше и все было идеально.

- Цена сделки завышена – ваш контрагент предоставлял дополнительные гарантии на товар, в цену сделки включены особые услуги, длительная отсрочка платежа или очень быстрая поставка товара и т.д.

- Контрагент зарегистрирован незадолго до сделки – это не делает его неспособным исполнить обязательства по сделке. К примеру, опытный управленец уходит из найма и начинает свой бизнес. Или вновь зарегистрированная компания-поставщик входит в крупный холдинг, с которым вы давно сотрудничаете. Нового поставщика мог порекомендовать ваш старый партнер и т.д.

- Контрагент не сдал отчетность — это не повод признавать сделку фиктивной, вы не можете не можете нести ответственность за исполнение поставщиком его обязательств, зато у вас есть масса иных доказательств реальности сделки.

 Этот список можно продолжать долго. Набор обвинений в максимальной комплектации от ответственного налогового инспектора может выглядеть объемным и убедительным. Но почти на каждый выпад можно чем-то достойно ответить, особенно если рядом с вами опытные и креативные налоговые консультанты. Обращайтесь. Мы всегда рядом.

 А у вас есть проблемные контрагенты?