Одновременно отменяется действие письма ФНС России от 29.10.2019 № ЕД-5-2/3755дс@, которым был доведен «Регламент взаимодействия налоговых органов при отработке расхождений».  Это строки из сопроводительного письма, которым вводится в действие новый регламент под названием «Регламент взаимодействия налоговых органов при отработке схемных расхождений и операций особого контроля, установленных в налоговых декларациях по НДС и журналах полученных и выставленных счетов-фактур».

Регламент жутко секретный (для служебного пользования, конечно), свежий и по большей части бесполезный для рядового налогоплательщика. Но пройти мимо него и не рассказать, о чем там пишут нам совесть не позволила. В конце концов именно по нему нас всех будут чуть-чуть отбирать для контрольной работы, понуждать к уточнению и включать в число подлежащих проверке. Я не уверен, что в будущем мы хоть как-то опубликуем его текст (может и нет у нас его вовсе), но интересные, с нашей точки зрения моменты сегодня затронем.

Смысл этого регламента сводится к тому, что если обнаружено где-то расхождение (разрыв по-простому), то вся налоговая служба начинает решать с кого конкретно содрать денег. МРИ ФНС по камеральному контролю сформирует списки организаций, где обнаружены расхождения и разошлет на территории, где стоят на учете эти организации (или тем, кто рамках экстерриториального принципа должен их отрабатывать). Если схемные расхождения сформированы участниками «площадок», то их отрабатывают те, кому положено (описывали тут).

Далее от общего списка отсекается все лишнее:

- технические расхождения, которые не приводят к неуплате налогов в бюджет (всякие ошибки в номерах и датах).

- не требующие отработки (за пределами трехлетнего срока)

- прямой разрыв с «сущностной» организацией (которая уже установлена как выгодоприобретатель).

Регламент еще описывает, кто кому и в какие сроки должен разные заключения отослать, чтобы утвердить «отсеченных».

И остаются только те расхождения, которые требуют установления выгодоприобретателя, то есть крайнего. Налоговый орган (кому не повезло) в течение 15 рабочих дней должен с помощью своих ресурсов (к примеру, ПП «Контроль НДС» (ветка «АСК НДС-2» АИС «Налог-3»)) и внешних источников (к примеру, СПАРК или сети интернет) найти цепочку до выгодоприобретателя. По пути установив роли всех звеньев цепочки. Обязательно зафиксировать дерево связей (в целях контроля за изменениями в цепочке).

Роли устанавливаются посредством выставления баллов за определенные критерии. Раньше (в прошлом Регламенте) их было 11, сейчас стало 21. Есть «минусовые», которые уменьшают баллы, к примеру недостоверность по директору, адресу, учредителю и др. Остальные баллы прибавляют (от 5 до 20 за критерий).

Интересна трансформация ролей. Даже не буду путать вас тем, что было раньше. Теперь менее 0 баллов — это «Однодневка», 0-20 баллов это «Транзитер», свыше 20 баллов – «Предполагаемый выгодоприобретатель». Хорошая новость заключается в том, что «нарисовать» предполагаемого выгодника, что бы вся контрольная работа уперлась в него сейчас стало еще легче, чем ранее. Так, что продавцы бумажного счастья кроме сайтов, телефонов «менеджеров» и рисованной численности теперь, наверное, смогут оттянуть на себя работу камеральщиков. Но это не точно. Надо оценивать роли бот Лизы по баллам.

Информация об установленном предполагаемом выгодоприобретателе и соответствующая сумма риска включается в Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей (далее – ФРПВ). Отработка предполагаемых выгодоприобретателей, включенных в ФРПВ, осуществляется в соответствии с письмом ФНС России от 06.04.2022 № СД-5-2/402дсп.

Вот так вот, одно цепляется за другое. Основное я, кое-как рассказал, но в Регламенте еще столько (я дошел только до половины) интересного и нужного… Будем думать над продолжением.

А вы как считаете, в Регламенте есть что-то откровенно хорошее для налогоплательщиков?