С закупкой товаров сталкивается практически каждая компания. Ввиду этой массовости, а также из-за того, что по разным причинам многие предприниматели не уделяют внимания должному оформлению документов по сделкам, налоговые споры, связанные с ними являются одними из самых распространенных в практике. Сегодня мы хотим поговорить о нескольких способах подтверждения реальности покупки и поставки товара для вашего бизнеса. Доказывать это налоговой инспекции приходится все чаще и чаще. И одной первичной документации увы, уже часто бывает недостаточно.
-Доказывание факта приобретения товара контрагентом. Позиция налогового органа во многих спорных прецедентах строится на том, что ваш контрагент не покупал этот товар – и соответственно не мог его продать вам. Мнение налоговиков может подкрепляться разными факторами: у вашего контрагента нет реальных поставщиков; он не оплачивал товар; нет никаких данных о мощностях для ее осуществления. Для того чтобы доказать обратное, придется скрупулезно изучать банковские выписки по расчетному счету контрагента (налоговой тайне – привет!), которыми оперируют налоговики в качестве аргументации: порой они не видят вполне очевидных оплат за нужный вам товар; а порой оплат действительно нет – в таком случае возражайте тем, что оплаты могли быть и в других периодах, а не проверяемом, или же были осуществлены в сторону непроверенного налоговой контрагента. В общем, если вам кажется, что проверка инспекторов по этому направлению неполноценна – апеллируйте именно к подобным аргументам. Гораздо легче если ваш поставщик в доступе и готов к сотрудничеству (рассказать и показать фактическую оплату) – но, увы, такое бывает не всегда.
-Предоставление документации. Следующий крайне серьёзный и весьма популярный аргумент сотрудников налоговой – отсутствие нужных документов. Несложно догадаться какой здесь будет у нас совет: банально, но составляйте товарные документы и оформляйте их на должном уровне! Так, к примеру, товарная накладная – надежный способ фиксации непосредственной поставки, содержащий широкий спектр различных сведений; акт приема - передачи, УПД, также вполне себе способные подтвердить поставку. Кроме того, в качестве дополнительных документов (в совокупности с другими артефактами образуют основательную доказательную базу) можно упомянуть акт сверки взаимных расчетов и счета-фактуры.
-Свидетельские показания и видеофиксация передачи товара. Что касается показаний – тут всё просто: добейтесь проведения опросов ключевых свидетелей (водителей, принимающих товар сотрудников и пр.) или осуществите их сами при помощи адвокатов. Насчет видео и фотофиксации же дело следующее: учитывая различные технические особенности и требования к ним, к подобным доказательствам могут отнестись скептически; к примеру, сказать, когда они сделаны наверняка не всегда возможно (хотя и вполне осуществимо технически, если задаться целью заранее). Для полноты и убедительности вашей позиции в суде как еще одно доказательство они явно сгодятся.
-Доказывание последующего использования приобретенного товара. Конечно, данная логика не может быть отнесена ко всем видам подобных покупок; однако, если товар приобретался для перепродажи или использования в непосредственной деятельности компании, данный факт станет весьма солидным аргументом. Он, соответственно, должен быть подтвержден документами, разнящимися в зависимости от его дальнейшей судьбы – но с их наличием в большинстве случаев компании всё-таки справляются.
Конечно же, сегодня мы рассказали не о всех подобных способах подтверждения (не забываем, например, о данных по передвижению транспортных средств, поставляемых системами Платон и Глонасс – хотя они и чаще используются против налогоплательщиков), но их довольно много, а свободных букв у нас не так много – поэтому, если что, вернёмся к этому вопросу позже. А пока всем счастливых и доказанных сделок!
Знаете другие способы доказывания реальности приобретения товаров?