Практически ни один предприниматель в России не сможет избежать личного взаимодействия с инспектором налогового органа полностью. Хотя бы раз придется пообщаться по какому-нибудь вопросу. Очень часто случается, что налоговые органы пытаются вызвать руководителя лично. При участии в нем полезно придерживаться нескольких правил, о которых мы вам расскажем в сегодняшнем материале.
Итак, что стоит и чего не стоит делать:
- перед общением с инспектором, четко определите его права и обязанности по тому вопросу, по поводу которого будете взаимодействовать. Здесь всегда следует помнить, что служащий налогового органа связан не только нормами Налогового Кодекса, но также и различными разъяснениями МинФина и ФНС РФ (гораздо сильнее, чем сам предприниматель). Однако, здесь ситуация не совсем похожа на "шаг влево, шаг вправо - расстрел", о чем будет сказано дальше.
- стоит помнить о том, что у любого инспектора есть начальство. В принципе, оно тоже связано теми же нормами, что и сам инспектор, но, при этом, может влиять на его поведение не самым приятным для налогоплательщика образом. Например, на комиссиях по НДС нам не раз приходилось от рядовых инспекторов слышать о том, что заняться тем или иным контрагентом ему указало Управление по региону. Да, действительно, "все равны, но некоторые ровнее". Так что возможные интерес и внимание начальства (как в самой территориальной инспекции, так и в вышестоящем органе) стоит учитывать. Сюда же можно отнести и рекомендацию не давить на проверяющего, если он нарушает все сроки принятия решения по проверке. Иногда его слова о том, что итоговое решение согласовывается. например, с центральным аппаратом ФНС РФ не лишены истины.
- не верить на слово! Первые два правила отлично проясняют, почему этого делать ни в коем случае этого делать нельзя. Запомните самое главное: у инспектора на первом месте всегда личный интерес (премия), государственные интересы и интересы налоговой службы, а не налогоплательщика. Так что обещания любых поблажек за ответные действия могут так и остаться пустыми. Ох, сколько нам приходилось слышать что-то наподобие: "Уточнитесь по этому контрагенту, а по остальным мы вас трогать не будем!". А потом выясняется, что остальными контрагентами придется заняться, потому что: так сказало Управление/горит план по доначислениям/сошлись звезды.
- взаимодействовать стоит только на профессиональной основе. Мы понимаем, что зачастую общение инспектора с предпринимателем осложнено "личным элементом", т.к. для первого это просто работа, а для второго может быть делом всей жизни. Но, все - таки эмоциональную составляющую лучше свести к минимуму: не стоит излишне конфликтовать с инспектором, переходить на личности, подавать необоснованные и выдуманные жалобы. Как показывает история нашего героя, это не приводит к хорошему отношению сотрудников налогового органа. Чаще к нежелательному результату проверки. Единственным исключением может служить уголовное преследование служащих налогового органа в случае их личной материальной заинтересованности в результатах налогового контроля. Но, как показывает практика, даже это не всегда является основанием для принятия решения в пользу налогоплательщика (Решение АС ГМ от 17.12.2021 по делу № А40-172028/21-116-1422).
Вывод: во избежание неприятных ситуаций общение с налоговым инспектором лучше поручить профессиональному налоговому консультанту. Это сохранит вам время и, что самое главное, нервы.
А у вас кто взаимодействует с налоговыми органами?