Вновь возвращаемся к серии публикаций "История одной проверки". В одной из предыдущих частей мы полностью раскрыли стратегию защиты фирмы Алексея и созданного в качестве основного подрядчика производственного кооператива от обвинений налогового органа в согласованной деятельности.

Однако, помимо непосредственного противостояния инспекторам по каждому их доводу, важное значение имеет также и человеческий фактор, который влияет на их отношение к налогоплательщику. Этот фактор определяется прежде всего, поведением участников процесса проверки, как с одной, так и с другой стороны. Считаем, что уважаемым читателям будет интересно узнать, как в нашей истории вели себя Алексей и проверяющие его компанию налоговики.

Поведение налогоплательщика. Алексей, как и многие предприниматели, поначалу считал, что претензии не очень серьезные и все решит объяснение налоговой специфики построения бизнеса. Но этого не помогло, и инспектора стали увеличивать объем контрольных действий в отношении компании и производственного кооператива, а также конкретных лиц (например, начались допросы членов кооператива). Все это нервировало людей, и несколько вкладчиков даже сообщили Алексею о желании уйти.

Наш герой уже не мог не принимать на свой личный счет такие, на его взгляд, неправомерные действия налоговиков и написал на них жалобу. В ней он указал на факт чрезмерного давления со стороны налогового органа, а также о том, что имеются признаки превышения должностных полномочий со стороны конкретных сотрудников инспекции.

Жалоба тоже не дала положительных результатов и контрольные мероприятия продолжились. И, уже в самом разгаре проверки, в ответ на это, Алексей перестал в определенных моментах идти навстречу проверяющим. Так, например, ни он сам, ни его сын (председатель производственного кооператива) не явились на допрос по повестке налогового органа.

Поведение налогового органа. Несмотря на то, что проверяющие в нашей истории являются государственными служащими, они тоже люди, и им не чужды обычные человеческие пороки.

Интересный момент связан с началом проверки. Дело в том, что сроки камеральной проверки первичного расчета страховых взносов компании уже прошли. Однако, налоговым органом было выставлено требование о предоставлении уточненного расчета с аналогичными показателями, якобы для "перевыгрузки в ПФ РФ". Бухгалтер Алексея по наивности этот документ отправила, фактически спровоцировав автоматическую его камеральную проверку, о которой мы рассказываем уже много недель. Получается, что и сотрудники налогового органа иногда не стесняются вести себя не совсем честно.

Поведение Алексея во время проверки (подача жалоб, отсутствие прохождения процедуры допроса) не могло не вызвать ответной реакции проверяющих. Тем более, что жалобы были поданы на их конкретные действия, а также предъявлены претензии, связанные с превышением полномочий лично ими. Именно этот момент стал камнем преткновения в нормальных, рабочих отношениях между проверяющими и налогоплательщиком, без перехода на личности. Именно с тех пор инспекторы стали толковать обстоятельства, связанные с проверкой только в свою пользу и придираться к любым мелочам.

Поэтому здесь хотелось бы дать совет: ни сумма доначислений, ни разные бесчинства инспекторов не должны восприниматься предпринимателями как личная вендетта. Мы понимаем, что это сложно (ведь зачастую речь идет о судьбе бизнеса, деле всей жизни), и для этого советуем обратиться к профессионалам - налоговым консультантам, которые смогут полностью взять на себя функцию взаимодействия с налоговым органом (оградив от этого самого налогоплательщика) и снизить градус накала отношений. Это, в совокупности с грамотной и сильной позицией по материалам проверки, позволит добиться положительного решения