Заключая договоры поставки, многие продавцы в целях стимулирования сбыта товаров предоставляют покупателям различные бонусы - за своевременную или досрочную оплату товаров, отсутствие возвратов, достижение определенного объема закупок и т.д.
В сегодняшнем мире безжалостного бизнеса (хотя кого мы обманываем, бизнес во все времена мало кого жалел) использовать этот инструмент оправданно – новые клиенты сами по себе появляются не так уж часто, да и старых порой нужно “лоялировать” чем-то помимо выполнения своих базовых обязательств. Поэтому давайте разбираться что, как и почему.
Начнём с теории: несмотря на то, что скидка (ближайший подобранный аналог) упоминается в ст. 265 НК РФ, само ее определение в Налоговом кодексе, отсутствует. Более того, не найдёте вы подобное определение и в Гражданском кодексе; только положения ст. 424 ГК РФ, устанавливающие, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором либо законом в установленном порядке. Таким образом, довольно многие понятийные аспекты, касающиеся подобных бонусов, базируются по большей части на существующей деловой практике.
Перейдём к практике. О каких бы видах предстоящих бонусов не договорились поставщик и покупатель заранее, их всегда нужно прописывать в договоре: во-первых, вас об этом просит ГК РФ; во-вторых, прописанные условия “гарантируют” их исполнение, плюс-минус исключая возможность “обмана” – ну а если эта гарантия провалилась, сильно повышают ваши шансы на победу в суде; в-третьих, если ваша сделка заинтересует налоговых инспекторов, ваш договор будет предметом изучения номер один – они будут пытаться изо всех сил понять почему и на каких условиях были предоставлены бонусы, а также соответствует ли их присутствие видению законодателя и Налогового кодекса (и, кхм-кхм, самих служителей фискального органа).
Касательно последнего пункта – многие продвинутые юзеры подобных бонусов прописывают необходимость их использования и условия их применения в “маркетинговой политике” организации или каком-нибудь подобном документе; затем положения этой самой маркетинговой политики находят своё отражение в прайс-листах и других документах, тем самым сводя налоговые угрозы поощрений к минимальным.
Поощрения для покупателей можно разделить на две группы: связанные и не связанные с изменением цены товара. Давайте для начала кратко разберёмся с вариантами предоставления бонусов, влияющих на непосредственную цену товара:
- в момент продажи товаров - поставщик отражает в бухгалтерском и налоговом учете доход с учетом уже предоставленной скидки, а НДС исчисляется исходя из цены с учетом скидки
- после продажи товаров в отношении будущих покупок - бухгалтерский и налоговый учет ведется аналогично первому варианту, но отражается на момент “будущей” покупки
- после продажи товаров в отношении прошлых покупок - скидка предоставляется после продажи товаров в отношении прошлых покупок (иногда такую скидку называют ретроскидка), например, за достижение определенного объема закупок и распространяется на все ранее закупленные партии товаров.
Данный вариант является довольно неприятным для составителей бухгалтерского и налогового учета, поскольку включает в себя необходимость в серьёзных исправлениях в соответствующих документах, на описание которых уйдет отдельный пост
Не влияющие на цену товара бонусы представляются более щадящими для психики бухгалтера – базу для расчета налога на прибыль корректировать не нужно, вознаграждения учитываются в составе внереализационных расходов; момент учета же этих расходов зависит от метода определения доходов и расходов компании.
Бонусы могут использоваться и не по прямому назначению, например в основном договоре указываются одни условия поставки товара, а в допсоглашении устанавливается существенный ретро-бонус. Делается это для разных целей, например чтобы скрыть реальную стоимость закупки товара от лишних глаз.
Как вам тема поста?