Не успели в нашем государстве ввести цифровой рубли как средство платежа, как на него сразу намечены налоговские планы. Сегодня поговорим о Законопроекте № 384598-8, который 20 сентября приняли в первом чтении. В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью внесения уточнений и дополнений в НК РФ является интеграция цифрового рубля в систему налогового регулирования и налогового контроля.
В целях недопущения невозможности взыскания задолженности за счет цифровых рублей налогоплательщика, находящихся на счетах цифрового рубля, предлагается внести изменения в ст. 46 и 48 НК РФ. При этом законопроектом предусматривается возможность обратить взыскание на цифровые рубли при условии недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщиков либо его электронных денежных средств. Кроме того, законопроектом предусмотрены изменения, устанавливающие право налоговых органов приостанавливать операции по счетам цифрового рубля (ст. 76 НК РФ).
Одновременно законопроектом устанавливаются обязанности оператора платформы цифрового рубля в связи с осуществлением налогового контроля, а также ответственность оператора платформы цифрового рубля за несоблюдение данных обязанностей. Изменения предлагают внести в ст. 86 НК РФ, дополнив ее обязанностями оператора платформы цифрового рубля, а также в главу 18 НК РФ с целью установления единообразного подхода к регулированию ответственности оператора платформы перед налоговым органом. В целях определения НДФЛ законопроектом предлагается установить дату фактического получения дохода при зачислении цифровых рублей на счет (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).
Для целей определения налога на прибыль организаций, в случаях, когда доходные или расходные операции организаций осуществляются с использованием счета цифрового рубля, законопроектом предлагается предусмотреть порядок признания доходов и расходов путем внесения изменений в ст. 271, 272 и 273 НК РФ. В связи с тем, что счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета, то порядок налогообложения НДС операций с ним планируют признать аналогичным порядку совершения операций с банковским счетом (п. 3 с. 149 НК РФ). В целом мы с вами наблюдаем, как государство вводит новый прослеживаемый актив, убирает комиссии на первое время его использования и сразу же накладывает на него все налоговые обременения.
Налоговики (и не только) наряду с банковскими счетами будут блокировать счета цифровых рублей, списание по таким счетам будет проводиться равносильно (нет приоритета банковского перед цифровым и наоборот). А если вы вдруг выводите перед решением по проверке все цифровые активы, то спокойно проследит их до конечного получателя. И в приоритете цифровые рубли введут для работы по госконтрактам (личное мнение автора).
Если понадобится обналичка, то сначала цифровые рубли необходимо перевести на свой расчетный счет в банке, и только потом уже можно снимать банкноты. Конечно, дальше всю цепочку можно затерять как обычно, просто появляется еще одно новое звено на пути, если использовать цифровые рубли. Сильно нового ничего это нам не приносит, ожидаемо, что фискалы возьмут цифровые рубли именно под контроль как имущество, а Росфинмониторинг заодно как легкое средство отслеживания. Мы продолжим наблюдать за новым модным активом, его практическом использовании, и если заметим что-либо интересного, то обязательно сообщим.
Читайте наш путеводитель по налоговым проблемам