Франшиза или нет: вот в чем вопрос. История одного дробления.
Некоторые предприниматели являются владельцами брендов или товарных знаков. И естественной целью каждого из этих людей является извлечение всей возможной прибыли из использования бренда. Нередко эта деятельность проходит с участием нескольких компаний, что является предметом тщательных проверок налоговых органов на предмет наличия схемы "дробления бизнеса".
В аналогичной ситуации оказалось и ООО "Рандеву", в отношении которого налоговый орган вынес решение о наличии подобной схемы, мотивировав следующим:
- налогоплательщик и связанные с ним лица имеют одного учредителя и директора;
- осуществляют один вид деятельности (торговля алкогольной продукцией)
- имеют одни адрес, бухгалтерию, IP и MAC - адреса
- осуществляют деятельность под одним логотипом "Северный градус"
Как мы видим, налоговый орган собрал все типичные признаки схемы "дробления бизнеса" (за исключением последнего). ООО "Рандеву", не согласившись с логикой МРИ ФНС № 12 по Вологодской области, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения, которое было рассмотрено в рамках дела № А13-18722/2017.
Аргументы налогоплательщика звучали следующим образом:
- ООО "Рандеву" и связанные с ним компании являются самостоятельными организациями, независимо друг от друга осуществляли предпринимательскую деятельность.
- закуп, хранение и реализация товара у трех спорных организаций были обособлены.
- деятельность обществ разделена по территориальному принципу
- деловая цель разделения бизнеса на три организации - минимизация лицензионных рисков в случае приостановления или прекращения деятельности в результате нарушения лицензионного законодательства, большая экономическая устойчивость малых форм бизнеса в результате возможности кредитования каждого из обществ.
Данные аргументы являются достаточно расхожим примером того, как налогоплательщики отвечают на претензии налоговых органов, связанных со схемой "дробления бизнеса". Однако, среди них был один аргумент, который имеет положительное практическое значение для многих попавших в подобную ситуацию.
В ходе проверки обществом представлены договоры о совместном использовании фирменного названия «Сеть продовольственных товаров «Северный градус – каждая покупка в радость» в названии магазинов, вывесок и рекламной продукции ООО «Рандеву», ООО «Рандеву плюс», ООО «Рандеву и компания», согласно которым названные лица принимают на себя взаимные обязательства по сотрудничеству и совместному использованию нежилых помещений для совместной организации розничной торговли и общественного питания в целях развития сети магазинов под единым фирменным названием.
По условиям договоров ООО «Рандеву», ООО «Рандеву Плюс» и ООО «Рандеву и Компания» выплачивает ООО «Сеть продовольственных товаров «Северный градус – каждая покупка в радость» вознаграждение за 11 месяцев в размере 10 000 руб.
Данный факт являлся одним из ключевых аргументов ООО "Рандеву" против налогового органа, что позволило компании разрешить дело в свою пользу (первая, апелляционная и кассационная инстанции единогласно приняли решение в пользу налогоплательщика).
Таким образом, факты осуществления деятельности несколькими компаниями под одним брендом или товарным знаком могут быть объяснены компанией не только заключением договора франшизы (который является громоздкой юридической конструкцией и подходит не всем), но также и заключения договора о совместном использовании с целью извлечения прибыли.
При этом стоит помнить, что опровержение признаков схемы "дробления бизнеса" должно происходить системно, с формированием целостной картины взаимоотношений организаций.