Большинство людей - существа социальные и общественные, мы постоянно думаем о том, как выглядим в глазах других, что говорим и что делаем, а также сами постоянно оцениваем других. Конечно, мы ещё сравнительно далеки от пугающего общества, полностью основанном на мировой рейтинговой системе и лайках, представленного в одной из серий популярной теле-антологии “Черное зеркало” – но совсем недавно был сделан ещё один шажок в этом направлении. Приказом ФНС России от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@ утверждены новомодные инструменты для оценки благонадежности налогоплательщика и реализации должной осмотрительности.

Наиболее важная часть вышеупомянутого приказа заключается в Методике проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» АИС «Налог-3». Методика разработана в целях “проведения оценки финансово-хозяйственного состояния юридического лица и иной информации, характеризующей его деятельность” – и эта оценка будет проводиться тем самым интерактивным сервисом в виде двух отдельных этапов.

На первом этапе будет проверяться, нет ли у лица каких-либо явных дефектов:

  • не проводится процедура ликвидации;
  • не вынесен судебный акт о введении процедур банкротства;
  • отсутствуют записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (налоговики, и так зачастившие с тактикой “харассмента” компаний при помощи подобных отметок, передают пламенный привет!)
  • в отношении лица отсутствуют сведения о его включении в реестр недобросовестных контрагентов по данным Единой информационной системы в сфере закупок

На основании этих и еще 8 критериев будет определяться факт необходимости осуществления балльной оценки; если лицо не соответствует хотя бы одному критерию – налогоплательщика сразу списывают и дальнейшую оценку не производят.

Если же по этим пунктам всё хорошо, начинается второй этап – балльная оценка параметров финансово-хозяйственного состояния Лица по следующим критериям:

  • среднемесячная заработная плата на одного работника за календарный год превышает уровень средней з/п для соответствующей отрасли по данным Росстата;
  • численность сотрудников в соответствии с отчетностью, представленной лицом в качестве налогового агента за два последних календарных года, составляет более 50 человек;
  • налоговая нагрузка по данным последней представленной налоговой и бухгалтерской отчетности составляет не менее 75% от среднего уровня нагрузки по субъекту и направлению деятельности;
  • удовлетворительное значение коэффициента платежеспособности по текущим обязательствам по данным последней бухгалтерской отчетности.

И ещё 9 крайне заманчиво сформулированных факторов.

Сама методика оценки очень простая, даже примитивная - если соответствуешь – 1 балл, а если нет… В итоге получается некая условная количественная оценка благонадежности налогоплательщика. Если оцениваемое лицо налогоплательщика несогласно с результатами оценки, оно может направить мотивированный запрос о корректировке сведений – но насколько они будут эффективны покажет только практика.

Итак, что мы имеем? Где-то, зачем-то, кем-то формируется какая-то оценка. Ну круто, ок, но как это использовать? Приказ, упомянутый выше, предусматривает что налогоплательщик будет получать модно выглядящую выписку (ее предполагаемый внешний вид, кстати, также можно посмотреть в Методике), которой сможет поделиться со всеми, с кем пожелает, таким образом подтверждая свою официально подтвержденную благонадежность.

Таким образом, ФНС методично продолжает свои начинания и эксперименты по формированию сети официально благонадежных компаний. Подобная автоматизация сильно облегчит жизнь добропорядочным лицам, стремящимся к взаимоотношениям с такими же белыми и пушистыми компаниями; конечно, есть некоторые опасения по поводу адекватности методики, критериев оценивания и их суровости, но поживём-увидим. А вот что делать компании, которые “шалят”? А никто пока и не знает…

Куда движется эшелон мыслей шальных центрального аппарата ФНС всем понятно?