Для многих из предпринимателей момент получения решения ИФНС по итогам проверки связан с довольно неприятными эмоциями. Однако, для нас, как для налоговых консультантов, работа с такими решениями является частью повседневной жизни. И сегодня мы хотим вам рассказать об обычных и нетрадиционных способах отмены решений налоговых органов.

Вышестоящий налоговый орган (Управление). После получения решения у вас будет месячный срок на вступление его в силу. Именно в течение этого срока вы вправе подать апелляционную жалобу в Управление ФНС по субъекту. В ней излагаются примерно те же доводы ,что и в возражениях в ходе проверки, только с поправкой на содержание самого решения. Пренебрегать подачей апелляционной жалобы не стоит, т.к. она значительно увеличивает срок вступления в силу решения, а значит, отдаляет время взыскания доначислений по нему. Связано это с тем, что апелляционные жалобы рассматриваются в Управлениях в среднем 3-4 месяца. Действует общий принцип запрета для вышестоящего налогового органа на взыскание с налогоплательщика дополнительных платежей, пени и штрафов, не взысканных обжалуемым решением . В случае. если решение уже вступило в законную силу, обжаловать его можно в течение года так же, в Управление. Правила обжалования аналогичны апелляционному.

Федеральный налоговый орган (Центральный аппарат ФНС РФ). После обжалования решения в Управлении и принятия по этой жалобе решения у вас есть три месяца на подачу жалобы в Центральный аппарат ФНС России. Наш опыт подсказывает, что жаловаться туда имеет смысл только в том случае, если проверяющими были допущены серьезные процессуальные нарушения или проигнорированы указания, изложенные в письмах ФНС РФ. Тогда к содержанию жалобы добавляется еще и описание противоправных действий самих инспекторов. Средний срок рассмотрения жалобы - также 3-4 месяца с поправкой на более высокую загруженность сотрудников ЦА.

Судебное оспаривание. Параллельно со сроком предыдущего обжалования начинает течь трехмесячный срок на оспаривание решения в суде. Сразу в суд обратиться нельзя, необходимо пройти обязательное обжалование решения в Управлении (апелляционное или обычное). Обжаловать решение сразу в суд и в ЦА ФНС РФ нет смысла: п.2 статьи 140 НК РФ дает право федеральному налоговому органу приостановить рассмотрение жалобы до разрешения дела в суде.

Отмена решения без жалобы налогоплательщика. Вы можете спросить: как такое возможно? Ответим - да, были случаи. Например, ООО "Аквамарин" (дело № А40-101850/2016) оказалось в ситуации, когда положительное решение Управления по жалобе через 13 месяцев было отменено по самостоятельной инициативе ЦА ФНС РФ в "порядке контроля" по правилам п.3 статьи 31 НК РФ. Доказать свою правоту налогоплательщику в суде так и не удалось. Практика знает еще более интересный случай: у налогоплательщика отмена решения ЦА ФНС РФ произошла на стадии его судебного оспаривания в его пользу. Довольный и ничего не подозревающий, он отказался от своих требований. И тут зам. начальника ФНС России все в том же "порядке контроля" отменяет это положительное решение и выносит отрицательное. Но налогоплательщик то уже был лишен права оспаривать первоначальное решение, т.к. отказался от требований в суде!

Вывод. Радует то, что подобные инициативы ФНС России происходят довольно редко. Глобально плохого в них ничего нет, они лишь просто добавляют работы налогоплательщикам и налоговым консультантам (придется оспаривать лишние решения, вынесенные по итогам "инициативной" отмены.