Несмотря на рекомендацию Центрального аппарата ФНС России о недопустимости повальной рассылки повесток на допрос сотрудникам налогоплательщиков, сталкиваться с таким мероприятием придется чаще, чем хотелось бы. Однако, не так страшен черт, как его малюют. Цель проведения допроса одна - получить доказательства в свою пользу.

Это означает, что вы можете использовать допрос как инструмент уничтожения возможных налоговых претензий еще на стадии, например, предпроверочного анализа.

Основные особенности процедуры допроса: Инициатива находится в руках инспектора. Именно они составляют список конкретных вопросов, количество и содержание которых перед допросом вы можете лишь предположить. Именно поэтому к допросу нужно готовиться более тщательно. Разъяснение прав и обязанностей. Сюда обычно входит ознакомление со статьей 128 НК РФ, а также с положениями статьи 51 Конституции РФ (право не свидетельствовать против себя и близких родственников). Стоит знать, что отказаться от дачи ответов на все вопросы, используя статью 51 нельзя, т.к. большинство из них не связаны с личностью допрашиваемого или его родственниками (они, скорее, касаются бизнеса, в котором свидетель работает или которым владеет). Это опять же возвращает нас к необходимости тщательной подготовки.

Сама подготовка. Характер ее зависит от возможных налоговых претензий и статуса вызываемого свидетеля в компании. Первое действия всегда одинаковое - формулирование списка возможных вопросов. В этом вам могут помочь следующие инструменты: Анализ всех полученных документов от налоговых органов, а также любых "знаков внимания" от них к вам (например, очень полезно будет установить список контрагентов, которыми интересовался налоговый орган за последние 3 года). Проведение всеобъемлющего мониторинга налоговых рисков (его лучше делать регулярно, а не в спешке перед допросом). Он позволит увидеть все возможные слабые места и болевые точки выбранного способа ведения бизнеса (работа с "проблемными" контрагентами"; схема "дробления" бизнеса и др.).

Хитрости в ходе допроса. Любая идеальная подготовка может не сработать в случае отсутствия правильной реакции на поведение инспектора в ходе допроса. Противостоять любому давлению помогут следующие рекомендации: Желательно отправлять со свидетелем представителя - юриста, который не только сможет разъяснить значение некоторых норм и непонятные формулировки вопросов, но также и самим своим присутствием несколько дисциплинирует инспектора. Также нельзя забывать про то, что "одна голова хорошо, а две лучше" (юрист может дополнительно проверить правильность отражения ответов свидетеля в протоколе, что особенно актуально при многочасовых допросах). Налоговики очень любят в акты и решения использовать в качестве довода принцип "не помнит, значит, не было". Во избежание этого свидетелю (в основном, руководителю) на вопросы, на которые он затрудняется ответить следует говорить "для точного ответа мне нужно посмотреть первичные документы". Нередко встречаются наводящие вопросы. Ответ на них дается заведомо в пользу налогового органа. Например, самозанятого или члена потребительского кооператива спрашивают о том, получал ли он заработную плату или нет, и по каким дням. Большинство не задумываясь ответит "да" и укажет примерные числа, что позволит органу говорить о "наличии трудовых отношений". Юрист на месте, опять-таки, может просить заново сформулировать вопрос (без ответа в нем самом) или попросить вообще его исключить. Доказать то, что были наводящие вопросы уже при оспаривании акта и решения значительно сложнее.

Вывод. Для того, чтобы получить хороший урожай, нужно весной посеять семена. Прохождение допроса с тщательной подготовкой обязательно даст правильные всходы, когда налоговому органу придется подводить итоги вашей проверки.

Бывали на допросах?