Продолжение

3.   Отделы камеральных проверок, занимающихся разрывами по НДС (Контрольно-аналитические отделы).

Своего рода «элита» камеральщиков, заслуживающая отдельного поста. Указанные отделы являются головной болью любителей «бумажного» НДС, а также предвестниками потенциальной выездной проверки. Формируются из наиболее сильных инспекторов НДСных отделов, а также тех, кто ушёл или не попал в отделы выездных проверок. В реалиях 2020 года – одни из тех, кто наряду с предпроверочным анализом имеет все шансы обеспечить бюджет хоть каким-то количеством денег.

Отделы, занимающиеся страховыми взносами и имущественными налогами организаций.

По своим недостаткам очень похожи на отделы налогообложения физлиц. Учитывая относительно недавнюю передачу полномочий по контролю над страховыми взносами в ведение ФНС, и тот факт, что основной состав инспекторов сформирован из тех, кто не попал в камералку по «физикам», указанные  отделы также стабильно состоят из сотрудников, которые обожают нарушать все мыслимые и немыслимые процессуальные сроки.

Объем их работы поражают воображение: в день они могут приносить для проверки по 30-40 актов нарушений налогового законодательства (в основном это статья 119 НК РФ), из которых треть постоянно отбраковывается. В указанные отделы много кто уходит из «старожилов» для более спокойной работы перед выходом на пенсию, так как атмосфера здесь прямо таки убаюкивающая, нежели в других отделах. А ещё  инспекторы этих отделов никогда не задерживаются на работе. 

Отличительная черта большинства камеральщиков (кроме отделов, занимающихся НДС) – полное нежелание учится на своих ошибках. Они могут из раза в раз совершать одни и те же  нелепые ошибки, начиная от указания чужого ИНН в актах и заканчивая ссылкой на неправильные нормы права. При этом искренне полагая, что у них все делают правильно, а юристы инспекции только и делают, что постоянно придираются к «мелочам».

Это вызвано исключительно однообразной и незамысловатой деятельностью по проверке нескольких десятков (а то и сотен!) деклараций в день. Без какого-либо особого контроля со стороны начальства. В связи с чем основным вопросом для данной категории инспекторов является то, как провести остальные семь часов на рабочем месте после выполнения объема всей своей работы. Отсутствие требования к обязательному юридическому образованию для инспекторов-камеральщиков порой может ввергнуть в шок неподготовленного человека.

Мне навсегда запомнился случай, когда начальник отдела камеральных проверок НДС, упорно не хотел «пропускать» декларацию на 12 млн. рублей по той причине, что налогоплательщик умело используя положения п. 7 ст. 88 НК РФ, не предоставлял в инспекцию документы и пояснения по сделке, которая ВНЕЗАПНО произошла 3 года назад.

На все доводы о том, что без выявления каких-либо ошибок или противоречий в налоговой декларации предъявлять какие-либо претензии к организации бесполезно (не говоря уже о потенциальном акте),  товарищ начальник упорно гнул свою линию.  Аргументируя тем, что так как, расчетов за три года с заявленными контрагентами не было.  А по причине того, что все контрагенты проверяемого лица давным-давно ликвидировались и подтвердить факт сделки никто не может, то надо отказывать в любом случае.

Урезонить товарища помог его курирующий зам, которая предложила при такой абсолютной уверенности дождаться судебного разбирательства с налогоплательщиком и потом проявить себя в суде. После этого вопрос был исчерпан, «упорного» начальника заметили, и, оценив высокий уровень профессиональных навыков, позвали в местное Управление курировать аналогичное направление деятельности.

Как потом оказалось,  именно умение гнуть свою линию и при случае говорить громче других (независимо от того, прав человек по факту или нет) является основным катализатором движения вверх по карьерной лестнице. Чего уж после такого удивляться тому, что происходит вокруг?