Сегодняшняя тема вряд ли станет открытием, но, тем не менее, будет полезна для любителей налоговой оптимизации. Ибо позволяет получить определенное представление о там, как внутренние процессы в налоговой инспекции могут непосредственно влиять на налогоплательщиков.
Несмотря на то, что отделы камеральных налоговых проверок и отделы предпроверочного анализа имеют абсолютно разные задачи и специфику работы (а также показатели для премий), тем не менее, можно выделить несколько моментов, где от их взаимодействия напрямую зависят перспективы выездной налоговой проверки.
В первую очередь необходимо отметить, что сотрудники отделов предпроверочного анализа имеют доступ к результатам всех камеральных налоговых проверок (в основном это касается проверок НДС и налога на прибыль). Помимо достаточно объяснимых причин (необходимость провести максимально всесторонний анализ деятельности налогоплательщика с учетом всех имеющихся в налоговой инспекции данных), это также обусловлено актуальной стратегией ФНС по борьбе с налоговыми разрывами.
Если коротко, то все хозяйственные операции, содержащие налоговые разрывы по НДС и не отработанные в ходе камеральной налоговой проверки, подлежат обязательному включению в план выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика. По этой причине запрашиваются мегатонны документов в рамках камералки, и по этой же причине «камеральщики» всегда стараются сработать на уточнение налогоплательщика. Ведь если плательщик уточнится в рамках камеральной проверки, то все показатели эффективности заберут камеральщики. Не уточнится – ну ничего страшного, материалы по «разрывнику» передаются в предпроверочный анализ, который уже начинает пугать выездной налоговой проверкой.
С точки зрения выгодного сотрудничества этих двух отделов вне всяких регламентов, можно выделить несколько следующих вариантов их взаимодействия. Например, камеральщиков зачастую используют в качестве законного инструмента добычи информации для отделов «предпроверки». На канале неоднократно указывалось на то, что требования вне рамок проверки очень легко «завернуть» в силу определенных причин.
В связи с этим, если текущий год планируется для включения в план проверок, «предпроверочники» могут попросить своих коллег вытащить как можно больше информации, а также провести точечные мероприятия налогового контроля, вроде осмотра. Особенно эффективны подобные меры в том случае, если мероприятия проводятся в отношении группы лиц, участвующих в схемах «дробления» бизнеса, так как при благоприятном стечении обстоятельств позволяет собрать неплохую доказательственную базу ещё на этапе предпроверки, а также выявить уязвимые места налогоплательщика.
Тем не менее, объективная реальность такова, что успех большого количества действий налоговиков во многом зависит от незнания налогоплательщиками своих прав. В том числе и камеральные проверки для налоговиков не всегда проходят гладко. Умелое использование пунктов 3 и 7 статьи 88 Налогового Кодекса РФ зачастую позволяет налогоплательщикам грамотно игнорировать повышенные аппетиты налоговиков.
Есть ещё одна форма негласного взаимодействия, которая лишний раз доказывает, что верить в налоговой никому нельзя. Заключается она в следующем. Если по результатам камеральной налоговой проверки плательщик не желает убирать всех «левых» контрагентов из книги покупок, инспектор (обычно начальник отдела) разыграет спектакль, что всем сейчас тяжело (в том числе и налоговой), но «уточнить хотя бы одного контрагента надо, а остальных, так уж и быть, простим вам».
«Наивный буратино», который согласится с таким инспектором, лишь отсрочит свою участь. Ведь этот же самый инспектор после вынесения «выгодного» решения, под конец квартала напишет информационное письмо о том, что у «буратино» имеются рисковые операции, которые не были отработаны в рамках камеральной налоговой проверки. Ведь как налоговики могут остаться без показателей?
Буратино! Ты сам себе враг!