Казалось бы, вопрос довольно простой. Достаточно заглянуть в Налоговый кодекс и найти там статью 89 «Выездная налоговая проверка». В пункте 2 этой статьи русским по белому написано, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:
- по месту нахождения организации
- по месту жительства физического лица
- по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации
До сентября 2019 на этом статья и заканчивалась, но решение о переходе на двухуровневую систему налоговых органов было уже принято, поэтому в Кодекс добавили следующее: «или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ».
Чума на оба ваши дома! Пытаемся расшифровать «кто на ком стоял». Объясню на примере Нижегородской области. В 20-м, кажется, году на базе МРИ по крупнейшим налогоплательщикам создали Межрайонную ИФНС № 16, которая проводит выездные налоговые проверки на всей территории Нижегородской области. То есть она и является тем самый налоговым органом, который уполномочили.
Вряд ли я открыл какую-то тайну. Таких ИФНС насоздавали в каждой области. Во Владимирской № 13, в Кировской - № 13, в Пермском крае - № 20 и так далее по списку. Если бы вопрос был такой банальный, то вряд лия стал занимать ваше время (на самом деле стал бы, надо ж о чем-то писать). Но в 2022 году (раньше конечно, но ненамного) случился ФРПВ (федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей). А весной вышло письмо о приоритетах назначения выездных налоговых проверок. Писали об этом здесь.
А вот здесь я сделал вывод, что «Если внутри субъекта у какой-то налоговой есть, условно, десять компаний с самым высоким приоритетом, а в другой таких компаний только три, а остальные с более низким, то Управление перераспределит работу. Что бы сначала отрабатывали налогоплательщиков с наивысшим приоритетом (как мы помним суммой возможных доначислений). А межрегиональным инспекциям рекомендовано организовать такую же работу внутри федеральных округов. Так, что если в Новгородской области «жиденькие» выгодоприобретатели, то их инспектора могут быть направлены на отработку Санкт-Петребурга».
Тоже ничего необычного. Мало ли кто кого куда отправит. Но оказалось, что ФНС подошла к этому вопросу более кардинально. В апреле 2022 года было выпущено распоряжение № 96, где в приложении были закреплены «Налоговые органы, уполномоченные на проведение выездных налоговых проверок на территории субъектов РФ». Благодаря этому распоряжению, к примеру, УФНС России по Республике Карелия имеет право проводить проверки на территории Санкт-Петербурга, Межрайонная ИФНС России № 20 по Республике Татарстан по всей России, Межрайонная ИФНС России № 20 по Пермскому краю по всей России. И так далее.
Но проведение проверки предусматривает и вынесение решения о назначении ВНП. Вот тут собака и порылась. Пока в нашей копилке только один случай межвидовых межрегиональных связей: пермская ИФНС № 20 вынесла решение о проведении ВНП у нижегородской фирмы. Которая к этому краю никаким боком. Назначила и, конечно же, сразу приостановила. Даже не истребовав документы.
В таких межрегиональных проверках я вижу, как минимум, две проблемы. Во-первых, по умолчанию ВНП проводится на территории налогоплательщика и вряд ли кто-то захочет облегчать инспекторам жизнь. А отправить в командировку за тысячу километров выездников, у которых может быть есть дети и всякие домашние животные – такое себе.
А во-вторых требование о представлении документов. Я пока не понял конструкцию как МИФНС № 20 по Пермскому краю без поручения к ИФНС № ХХ получит документы от проверяемого лица. Предусмотрена ли такая возможность технически. Но это их проблемы.
Удивил?