Такое понятие, как "дедлайн" хорошо известно любому предпринимателю. Кроме своих дедлайнов, всегда стоит помнить о том, что у служащих налогового органа есть точно такие же сроки, в течение которых они должны совершить определенные действия (разве что они установлены нормами Налогового Кодекса РФ). Сегодня мы вам расскажем о том, какие сроки важны для инспекторов, а также о последствиях их нарушения (тяжелых и не очень).
Какие бывают сроки? Обычно сроки принято разделять на организационные и пресекательные. Разница между ними заключается в тяжести последствий для инспекторов, следующих за их нарушением. К первым можно отнести всевозможные сроки проведения проверок, составления и вручения актов, решений и др.... Среди вторых важно отметить срок принятия решения о взыскании налоговой задолженности во внесудебном порядке (п.3 статьи 46 НК РФ), а также давность привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ).
Последствия нарушения сроков. С пресекательными сроками все довольно просто - их пропуск означает невозможность совершить определенное действие. Так, если налоговая вовремя не вынесла решение о взыскании задолженности во внесудебном порядке, то уже будет вынуждена обращаться с этим вопросом в суд. Но уважаемым подписчикам должна быть более знакома ситуация, когда, например, в решении по итогам выездной проверки налоговый орган назначает штраф или нет в зависимости от разных налоговых периодов. Именно здесь и работает правило о сроке давности привлечения к ответственности (нужно отсчитывать три года с момента совершения нарушения). Нарушение же организационных сроков на первый взгляд налоговому органу не грозят ничем. Так, например, превышение предельного срока проведения ВНП автоматически не означает незаконности решения по ней. Однако, как показало Определение Верховного суда по делу № А21-10479/2019 (ООО "Неринга"), нарушение сроков организационных вполне может повлечь нарушение пресекательных: слишком долгое вынесение решения по проверке (с учетом дальнейшей процедуры взыскания по нему) может аукнуться невозможностью получить деньги, если весь процесс займет более двух лет (пресекательный срок согласно п.1 статьи 47 НК РФ).
Интересное из нашей практики. Несмотря на то, что НК РФ не закрепляет последствий нарушения организационных сроков для результатов работы инспекторов, негативные последствия вполне могут быть для самих служащих. Так, увидев 4-месячную задержку вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки, организация решила пожаловаться на действия инспектора одновременно в вышестоящий налоговый орган и прокуратуру одновременно. Если первый никаких наращений не нашел, то прокурор вынес представление (проинформировав об этом заявителя), обязав налоговый орган устранить нарушение закона. Как стало потом известно, инспектор был уволен, но потом тут же принят обратно.
Вывод. У нарушения каждого срока для инспектора могут быть негативные последствия, пусть и не самые очевидные. Именно поэтому стоит фиксировать нарушения всех возможных сроков для использования их если не против итогового результата проверки. то для изобличения некомпетентности конкретного государственного служащего.
Встречались с нарушениями сроков налоговым органом?