Мы часто участвуем в различных мероприятиях налогового контроля, таких как комиссии (они же встречи, заседания и т.д.), рабочих групп по легализации налогооблагаемой базы. В этих ситуациях важно понимать, кто будет присутствовать на комиссии и как правильно ответить на вопросы инспектора.
В этой публикации мы рассмотрим несколько вопросов и варианты ответов, которые могут быть даны директором (или бухгалтером) и налоговым консультантом.
На начальном этапе задаются общие вопросы: чем занимается компания, сколько у нее сотрудников, какой оборот и т.п. Эти вопросы призваны установить диалог и создать более расслабленную атмосферу. Ответы на них не содержат секретной информации, налоговики уже многое знают.
Теперь рассмотрим конкретные вопросы:
1. Если комиссия касается сомнительных контрагентов, вас могут спросить, как вы их нашли, с кем контактировали и за что платили (или не платили и почему). Директор может запутаться, забыв детали, что вызовет давление со стороны инспекторов. Они могут утверждать, что контрагенты уже признались и заплатили налоги, а ваша компания осталась единственной, кто этого не сделал. Платите, иначе будем карать выездными проверками и уголовными делами.
Налоговый консультант не поддастся этим мерам воздействия, так как он не принимает решения за директора/собственника компании. Консультант спокойно расскажет то, что ему известно и что можно говорить, подтвердит взаимоотношения с контрагентами, даже может назвать контактные данные (например, электронную почту, если это заранее согласовано с директором). А при выпадах, что всех уже допросили, спокойно попросит подтвердить это материалами, которых, конечно же, никто не даст (зачастую из-за того, что их в принципе нет).
2. На комиссии по заработной плате инспектор может вдаваться в подробности, почему так мало платите, ведь нужно платить по среднеотраслевому показателю (не по МРОТ), ущемляете права работников, а, может, вы вообще в конвертах платите зарплату и привлекаете самозанятых, которые работают только на вашу фирму. Директор может растеряться, сказать что-то лишнее, пообещать уточниться и действительно уточнится.
Налоговый консультант расскажет, что все сотрудники работают на полставки, получают оплату за фактически отработанное время, индексация зарплаты проводится ежегодно и т.п. Все пожелания инспектора по поводу повышения оплаты труда будут переданы лично руководителю.
3. Дробление бизнеса – есть, где разгуляться инспекторам. Они могут предъявлять претензии по взаимозависимости и подконтрольности, утверждая, что это одна и та же деятельность, а следовательно единый бизнес и нужно платить по общей системе, и нечего пудрить мозг!
Тут самая главная ошибка, которую допускают директоры/собственники – яростно доказывать обратное с пояснением различных мелочей, за которые инспекторы потом обязательно зацепятся, перепроверят и подготовятся. И если директор знает, как работают другие «независимые» лица, то на лицо явная взаимосвязь.
Налоговый консультант направит внимание налоговых органов на то, что они вообще-то ничего и не доказали. Он может утверждать, что есть какое-то лицо, занимающееся своей деятельностью, о которой мы не знаем (или анализировали её как конкурента, например). Как они ведут деятельность — без понятия, а инспекторы пытаются присоединить какой-то "прицеп".
В целом, описанные комиссии — частые примеры из практики налоговых консультантов и директоров. Хотя не все инспекторы и руководители действуют одинаково, такие случаи распространены. Поэтому важно тщательно готовиться к встречам с налоговыми органами, чтобы избежать ошибок. В моем курсе «Налоговая комиссия: руководство по прохождению» я как раз и разобрал стратегии общения с инспекторами и защиту интересов компании.
А вам приходилось сталкиваться с неожиданными или сложными ситуациями на налоговых комиссиях? Как вы с ними справлялись?