Каждый раз, рассматривая итоги какого-нибудь дела не в пользу налогоплательщика, указываем, что по итогам проверки были доначислены недоимка, штраф и пени. Штраф за неуплату или неполную уплату налога штука неприятная. Если вы совершили это деяние без умысла, то 20% от недоимки, а если с умыслом, то все 40%. Все знают, что штраф можно уменьшить.
Налоговый кодекс содержит достаточную скупую норму. В статье 114 НК РФ указано, что «При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса».
На эту тему есть пункт в Постановлении Пленума ВАС РФ № 57: «Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза».
Но наши подписчики понимают, что налоговая служба, конечно, уважает всякие Пленумы и даже иногда пользуется Налоговым кодексом, но живет она отнюдь не по этим славным документам. Для повседневной жизни у них есть письма вышестоящих органов. А что бы налогоплательщик не совал нос куда ему не следует, письмам присваивают гриф ДСП – для служебного пользования. Тогда вроде письмо есть, но как "звонок для учителя", так и письмо не для налогоплательщика.
Мы с этим категорически не согласны, много раз уже публиковали выдержки из этих самых секретных (для налогоплательщиков) писем, сегодня настал черед не очень свежего, но действующего письма № СА-5-9/540ДСП@ от 03.04.2015 года «о применении смягчающих обстоятельств». Всё письмо публиковать нет смысла, в нем идет ссылка на нормативную базу, которую мы указали выше. Однако есть и интересные моменты.
По результатам исследования и оценки складывающейся судебной практики обстоятельствам, смягчающим ответственность, суды, в частности, относят:
- незначительная просрочка представления декларации;
- исполнение налогоплательщиком без какого-либо принуждения или иного внешнего воздействия обязанности по внесению дополнений и изменений налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней неточностей и ошибок:
- отсутствие неблагоприятных экономических последствий для бюджета;
- совершение правонарушения впервые за весь период осуществления деятельности.
Кроме того, к смягчающим ответственность обстоятельствам в отношении юридических лиц также суды относят следующие обстоятельства:
- совершение нарушения налогоплательщиком, финансируемым из бюджета и (или) осуществляющим социально-значимую деятельность;
- тяжелое финансовое положение лица, привлекаемого к налоговой ответственности, подтвержденное соответствующими документами (возможности банкротства налогоплательщика в случае взыскания налоговых санкции в полной сумме).
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации размер штрафа должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к юридическим и физическим лицам.
Мы опять не убрались в одну публикацию. Однако сокращать не будем, так как считаем, что каждый наш подписчик имеет право самостоятельно прочитать документ, которого нет в открытом доступе. Поэтому продолжение читайте на следующей неделе.