С поставкой товара сталкивается практически каждая компания. Однако не всегда оформлению и хранению соответствующей документации уделяется должное внимание. Именно поэтому ФНС доначисляет крупные суммы не только злостным налогоплательщикам, умышленно использующих незаконные схемы по уходу от уплаты; иногда “прилетает по шапке” и с виду вполне законопослушным лицам. Претензии налоговиков обычно основываются на том, что сделок на самом деле не было, поставщики это компании-«однодневки». В арсенале у проверяющих есть целый набор отточенных инструментов и хитрых приспособлений, для того чтобы доказать фиктивность сделки. Как противостоять инквизиторам в мундирах и доказать реальность закупа товара?

Прежде всего нужно понять – кто и что в таких ситуациях должен доказывать. В теории бремя доказательства лежит на налоговой. Сотрудники налогового органа будут рассматривать “фиктивные” сделки на предмет получения необоснованной налоговой выгоды, анализировать документы, движение денежных и товарных потоков, ведет ли фирма реальную деятельность, возможную взаимозависимость участников сделки.

Налогоплательщик же, наоборот, искренне опровергает подобные предположения, доказывая реальность сделок – самостоятельно представив максимум доказательств, или наоборот, дав только минимум документации и информации, лишая налоговиков провести полноценный анализ.

Из нашей практики – в последнее время налоговики часто не утруждают себя качественным сбором доказательств, акты проверок очень слабые, они ограничиваются перечислением формальным набором признаков фиктивности. И все бремя доказывания ФНС технично делегируют жертве-налогоплательщику.

Поэтому в ваших интересах лучше обладать доказательствами реальности своих сделок чтобы при необходимости было чем крыть. К “тузам в рукаве” по защите сделок с покупкой ТМЦ можно отнести следующие действия:

  • Доказательства проявления коммерческой осмотрительности, причем крайне желательно делать это не “на отвали”. Запрашивайте информацию об имуществе контрагента, опыте, его сотрудниках, прочих возможностях исполнить обязательства; проверяйте сдачу налоговой отчетности и наличие/отсутствие задолженностей, ведите переписку по электронному почте или мессенджерах. Чем больше бумажек и свидетельств – тем лучше. Можно и картинки – фотографии нарядных директоров с торжественной церемонии подписания договоров например.
  • Составляйте и храните 5 лет первичные документы по сделке – договор на поставку и спецификации к нему, заявки на поставку, товарные накладные, счета-фактуры, паспорта качества, сертификаты соответствия товара и т.п. Не факт, что вы дадите налоговикам их, но все таки лучше иметь чем не иметь.
  • Делайте первичные документы грамотно, дотошно и вовремя. Не составили сразу – не составите никогда. Документы с«косяками» могут утопить ваш бизнес. Если подписываете документы задним числом – не забудьте проверять кто был директором у поставщика на момент сделки. Часто красивые легенды рушатся на подписании документов неуполномоченным лицом.
  • Приобретайте ТМЦ по ценам, близким к рыночным; если ценник гораздо выше рынка - будьте готовы пояснить этот момент – например, скоростью поставки, дополнительными гарантиями поставщика и пр.
  • Тщательно продумывайте транспортную составляющую – самое слабое звено закупки ТМЦ. Кто, когда, на чем привез товар, кто погружал / выгружал. Критично важный фактор в отношении крупногабаритных грузов и доставки на объекты с пропускным режимом допуска. Снимайте видео с погрузки / выгрузки товара, это будет джокер в игре с ФНС.
  • Будьте готовы к тому, что ваших сотрудников могут начать опрашивать – кто принимал, оформлял товар. Особенно любят проверяющие бывших сотрудников, которые могут рассказать самые интимные подробности про ваш бизнес.

Чтобы фантазийные закупки стали реальностью, нужно готовиться. Да и от необоснованных обвинений ФНС никто не застрахован.

Реальных контрагентов и нефиктивных закупок!

А ваши фантазии становились реальностью? (опрос анонимный)