Прогресс не стоит на месте, и налоговые органы двигаются вместе с ним. Особенно это касается контрольных мероприятий, проводимых в ходе выездных и камеральных проверок, направленных на установление налоговой экономии по различным налогам, нереальности сделок и т.д. Сегодня мы расскажем о новых способах, с помощью которых налоговый орган может устанавливать получение необоснованной налоговой выгоды, а также порядок работы с ними.
Для их демонстрации стоит, прежде всего, описать ситуации, в которой эти новые средства применяются чаще всего. Эти ситуации связаны с покупкой организацией импортных товаров (работ, услуг) на территории России через посредника - резидента. При этом, налоговый орган также набирает в отношении последнего стандартный набор доказательств «проблемности»: отсутствие трудовых и материальных ресурсов; хозяйственных расходов и т.п. Для того, чтобы доказать нереальность самой трансграничной сделки, инспекция осуществляет совсем другие мероприятия:
Запрос данных у органов ФСБ о пересечении границы работниками налогоплательщика. Цель налогового органа проста - установить наличие контактов работников непосредственно с иностранной организацией производителем (для этого проверяющие получают данные о стране посещения, которая может совпадать со страной производителя). На основании этих данных инспекция может сделать вывод о формальном характере отношений с посредником и покупке товара напрямую через производителя.
Опровергнуть этот довод можно следующим образом: налоговый орган по данным ФСБ не может установить конкретное место пребывания работника налогоплательщика, а также факт переговоров с иностранным производителем. Сам по себе выезд за границу ничего проверяющим не дает, если ему есть внятное деловое объяснение.
Так, на допросах сотрудники могут указать, что отправлялись в заграничную командировку (с оформлением всех необходимых документов) для, например, участия в публичных мероприятиях (показах, конференциях) с целью выбора товара для дальнейшей реализации налогоплательщиком на территории РФ и никаких переговоров с иностранными производителями не осуществляли. Дополнительным кирпичиком в позиции налогоплательщика будет штатная должность командированного, которая не связана с взаимодействием с поставщиками.
Исследование личных счетов работников налогоплательщика. Налоговый орган может обнаружить наличие расходов, произведенных за границей. Цель аналогичная - установить нереальность отношений с посредником, а вывод зависит от глубины фантазии проверяющих (вплоть до констатации факта самостоятельной покупки товара работниками, который в дальнейшем реализовывался налогоплательщиком). Способ опровержения вывода все тот же - допросы. На них сотрудники могут показать, что тратили деньги на личные нужды (например, подарки знакомым) и не покупали товар, который в дальнейшем продавался их работодателем
Выводы. «Устами младенца глаголет истина». Переводя это выражение на язык налоговых проверок, следует сказать следующее: именно показания сотрудников налогоплательщика наилучшим образом демонстрируют налоговой инспекции и суду всю внутреннюю кухню бизнес - процессов организации и детали его взаимоотношений с контрагентами. Грамотная подготовка к производству допроса, работа во время его проведения и с протоколами позволит наполнить картину позиции налогоплательщика красками, необходимыми для разрешения дела в его пользу.
По мотивам Дела № А43-4043/2020, которое привлекло внимание наших налоговых консультантов своей многогранностью, подключением ФСБ и частичным выигрышем налогоплательщика.