Вот интересно, почему для некоторых людей так важны тактильные ощущения? Налоговики, к примеру, при проверке обоснованности расходов компаний просто убеждены, что лучше один раз пощупать, чем семь раз увидеть. Предъявишь им изготовленную предприятием болванку, непременно скажут: «Знатная вещь! Мы не знаем, для чего она нужна, но на ощупь вещь солидная. Понятно, что деньги потрачены не зря». А предложишь посмотреть документы о стоимости рекламной кампании, которую пощупать невозможно, и начинаются вопросы: зачем да почему? Причем, ответ «По кочану» не принимается. А ведь реклама тоже вещь нужная – без нее нынче ни одну рюху не продашь.

Вот и возникают недоразумения. Затраты на маркетинг и рекламу есть, а списать их для правильного определения прибыли (и, соответственно, размера налогов) не позволяют. Особенно когда рекламно-маркетинговая деятельность передана на аутсорсинг сторонней компании или самозанятому. Что делать, чтобы не допустить подобной несправедливости?

Ну конечно же, подготовить пакет документов. Причем задолго до проверки. Хорошее впечатление на инспекторов производит наличие в компании «Положения о маркетинговой политике» или «Рекламной стратегии». Сразу понятно, что вы не шухры-мухры, а основательная фирма – деньги на ветер не выбрасываете! В документах должны быть указаны цели и периодичность маркетинговых исследований, задачи рекламных кампаний, каналы сбыта и прочие-прочие мероприятия, направленные на будущее увеличение доходов и расширения клиентской базы. Ведь именно для этого и разрешается учитывать расходы на маркетинг и рекламу в расчете налогов.

Само-собой, у налоговиков возникнут сомнения в вашей добросовестности, если вы не имеете разумных, с их точки зрения, критериев при выборе контрагентов. К примеру, ИП занимается торговлей мороженым, а вы поручили изготовить ему выставочный стенд для представления вашей продукции на ВДНХ.

Плохое впечатление на инспекторов ФНС производит и отсутствие детальных договоров с контрагентами. В документах должно быть четко прописано, какие виды работ и в каком объёме будут выполняться, каковы их цели в каком виде заказчик получит результаты. В актах выполненных работ тоже стоит избегать общих формулировок. При работе с самозанятым кроме акта нужно запросить и чек, выбитый через приложение «Мой налог», чтобы быть уверенным, что налоговая примет данные расходы к вычету.

Для документального подтверждения рекламных расходов в соцсетях нужно иметь следующие документы:

-приказ руководителя о проведении рекламной кампании в соцсетях и назначении ответственного сотрудника;

-план ее проведения в соцсетях и список мероприятий;

-договор об оказании рекламных услуг;

-акт об оказанных услугах;

-документы о размещении рекламы в соцсети (например, отчет о размещении рекламы, снимки экрана - скриншоты с интернет-страниц);

-документы об оплате.

Иногда сотрудники ФНС сомневаются и в обоснованности стоимости заказанных работ. К примеру, на «Авито» полно предложений о ведении соцсетей компаний по 50 рублей за тысячу знаков, а вы платите самозанятому Васе в 100 раз больше. Почему? Попросите Васю оставить портфолио, из которого следовало бы, что он лучший специалист по продвижению. Еще лучше, если он в дополнение к портфолио обратится к самозанятым Ване и Маше с просьбой сделать вам коммерческое предложение с сопоставимыми расценками.

Возможно, налоговики запросят с вас пояснения и по непропорционально большим расходам на маркетинг в разрезе всех расходов компании. Так в бизнес-плане компании намечен резкий рост продаж и выход на новые прибыльные рынки сбыта. Пока не получилось. Но вы же стремились! Генри Форд как-то сказал: «Я знаю, что половина моего рекламного бюджета расходуется впустую, вот только не знаю, какая именно». Сам Генри Форд не знал! Чего уж с нас-то спрашивать! Мы ищем, дерзаем, пробуем. А без этого успешный бизнес ныне не построить.

А вы испытываете проблемы с обоснованием расходов на услуги?