Достаточно часто к нам обращаются «провести аудит» текущей деятельности. На самом деле подразумевая совсем другое: узнать какие риски существуют по взаимоотношениям с конкретными контрагентами. Классическим аудитом мы не занимаемся, мы специализируемся на сделках с проблемными контрагентами. В данной услуге, казалось бы, нет никаких секретных секретов. Мы работаем с той же информацией, которая доступна любому бизнесмену или бухгалтеру.
Открываешь Контур.Фокус, Сбис или еще какой Зачестныйбизнес и получаешь оттуда всю негативную (или позитивную) информацию о контрагенте согласно алгоритму, который рекомендует ФНС:
- наличие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- удостовериться в том, что контрагент отсутствует в списке компаний, с которыми нет связи по их юридическому адресу;
- проверить, что адрес, по которому зарегистрирован контрагент, не включен в список адресов массовой регистрации;
- проверить, что контрагент не указан в списке недействующих юридических лиц, по которым принято решение об исключении из ЕГРЮЛ;
- проверить, не принято ли собственниками контрагента решение о ликвидации или реорганизации компании;
- убедиться, что среди учредителей и руководителей контрагента нет лиц, невозможность участия которых в этой организации подтверждена судом;
- убедиться в отсутствии сведений о дисквалификации генерального директора контрагента;
- удостовериться, что в руководстве контрагента нет других дисквалифицированных лиц.
Тогда зачем нужны для этого налоговые консультанты? Ну, во-первых что бы элементарно это сделать. Потому, что дело бизнесмена зарабатывать деньги, а не заниматься «ковырянием в контрагентах», тем более специфические навыки все же нужны. Но есть же главный бухгалтер? Да, это человек, который постоянно загружен текучкой, отчетами, изучением изменений в законодательстве, переучиванием на новые платежки… Ему в сутки еще бы часов 10, тогда он только и занимался бы мониторингом контрагентов.
Фраза «во-первых» подразумевает, что есть и во-вторых, в-третьих и так далее. И оно действительно есть. Опыт тысяч изученных контрагентов позволяет увидеть не столь очевидные признаки. К примеру, рассматривается контрагент, оказывающий транспортные услуги, но транспортного налога ни разу не платящий. Это говорит о том, что транспорта в собственности нет.
А еще есть среднесписочная численность, налоговая нагрузка. Отсутствие сайта и какой-либо информации в интернете, кроме учетной. Есть еще менее очевидные признаки. К примеру, что по данному адресу недавно была зарегистрирована новая фирма, и это означает, что старая (проверяемая) куда-то делась, значит скоро адрес признают недостоверным. Или директор и учредитель впервые открыл бизнес (до этого не было оформлено компаний) и сразу же в первый год выручка достигла 300-400 миллионов. Вот такой молодец. Не стоит потом удивляться, что он еще и совмещал бизнес с работой или в детском саду или на заводе.
Документы, договоры и описание сделки завершают картину.
– Почему вы выбрали данного контрагента?
– Он дал нам отсрочку на 2 месяца.
– А в договоре стоит 100% предоплата.
– Упс!
– Как доставлялся товар?
– Транспортом поставщика на наш склад.
– А в складском комплексе действует пропускной режим?
– Конечно!
– И машина поставщика отмечена на КПП?
– Упс!
Фактически мы, подменяя налоговую службу, проверяем вашу легенду на прочность. Только за много меньшие деньги. И даем рекомендации (варианты) как можно выявленное исправить (или попробовать исправить). Кстати, если нет желания платить за данную услугу, даже по этой публикации можно самостоятельно провести диагностику ваших налоговых рисков. Мы стараемся не очень скрывать информацию от наших подписчиков. Но если нужен профессиональный взгляд на налоговые риски вашего бизнеса, то в всегда можете обратиться к боту Лизе.
У анализа налоговых рисков есть еще одна разновидность: как вас видят налоговые органы. Было бы вам интересно узнать в отдельной публикации, как вас видят налоговики через АСК НДС-2?