Недавно изучал должностной регламент старшего специалиста контрольно–аналитического отдела одной Межрайонной инспекции ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. Наряду со всякими письмами и регламентами под грифом @ДСП (для служебного пользования), которые мы уже публиковали на канале, обнаружил документ под названием «Инструкция по работе с ресурсом «Цепочки, сгруппированные от источника разрыва» в ПП «Контроль НДС».

Нам доводилось публиковать документы о более глобальных разработках (к примеру, ИАС КБ), да и о самих автоцепочках то тут, то там рассказывают наши коллеги, но мы решили, что пусть сами подписчики увидят первоисточник, что бы была «игра на равных» с инспекторами. Что б на какой-нибудь комиссии вас банально не обманули, пользуясь незнанием возможностей этого программного продукта. Кстати, в отличие от других @ДСПшных документов, этот достаточно небольшой и с картинками.

Первый раздел как обычно общий, «Цели и задачи». Целью внедрения ресурса «Цепочки, сгруппированные от источника разрыва» (далее - Ресурс) является повышение эффективности контрольно-аналитической работы по корректному установлению выгодоприобретателей по схемам уклонения от уплаты налогов. Ждать чего-то оригинального не приходится, но пусть у вас будет весь текст.

С помощью данного Ресурса решаются следующие задачи:

  • определение потенциальных выгодоприобретателей по схеме контрагентов от налогоплательщиков, у которых показатели налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость сформировали расхождение вида «разрыв»;
  • определение ролевых характеристик налогоплательщиков - участников схем взаимосвязанных операций до потенциального выгодоприобретателя по комплексу аналитических признаков;
  • систематизация потенциальных выгодоприобретателей, применяющих в течение нескольких отчетных периодов («систематически») операции с высоким налоговым риском по схеме контрагентов, у которых в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость сформированы расхождения вида «разрыв».

Раздел 2 описывает роли налогоплательщика. В ПП «Контроль НДС» реализована цветовая идентификация уровней налогового риска налогоплательщиков:

  • низкий уровень риска;
  • средний уровень риска;
  • высокий уровень риска;
  • уровень риска не определен

Данная цветовая идентификация также используется для автоматического формирования схемы до потенциального выгодоприобретателя в Ресурсе.

- Высокий уровень налогового риска, как правило, имеют налогоплательщики с установленной ролью «транзитер» со следующими признаками:

  • в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налог, исчисленный к уплате в бюджет, составляет минимальную сумму;
  • доля налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость выше среднеотраслевых показателей;
  • в информационных ресурсах, находящихся в распоряжении налоговых органов, отсутствуют сведения о наличии сотрудников.

- Низкий уровень налогового риска, как правило, имеют налогоплательщики, осуществляющие реальную экономическую деятельность, со следующими признаками:

  • в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налог, исчисленный к уплате в бюджет, соответствует среднероссийским показателям;
  • доля налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость соответствует среднеотраслевым показателям;
  • в информационных ресурсах, находящихся в распоряжении налоговых органов, имеются сведения о наличии имущества (движимого и/или недвижимого) и сотрудников.

- Налогоплательщики, имеющие средний уровень налогового риска, могут обладать как признаками компании, осуществляющей реальную экономическую деятельность, так и признаками «транзитной» компании. В связи с этим для корректной оценки роли налогоплательщика в сформированной схеме взаимосвязанных операций необходимо провести дополнительные контрольно-аналитические мероприятия.

Налогоплательщики, определяемые по цепочкам взаимосвязанных операций с ролью выгодоприобретатели, могут иметь средний и низкий уровень налогового риска.

Продолжение следует…