Американские полицейские перед задержанием всегда зачитывают короткий текст: “Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы понимаете свои права?”.
Этот текст называется Правило Миранды. Оно появилось в конце 60х в США, когда полиция буквально силой выбивали нужные признания из подозреваемых, часто страдали невиновные. В рамках дела “Миранда против Аризоны” суд решил, что любые показания могут быть использованы только если обвинение сможет доказать что подозреваемый был информирован о праве на адвоката и о праве не свидетельствовать против себя. .
Думаю, нам в России не помешало бы такое Правило Миранды для взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками. Многие предприниматели и их бухгалтера не понимают что творят, когда “сливают” в ФНС море лишней информации, непроверенных документов, противоречивых фактов, кривые легенды. Они просто не не задумываются к чему все это может привести и как это будет потом использовано. А потом удивляются, что все так печально закончилось, бегают и жалуются какие у нас плохие налоговики. Кстати, ФНС то как раз не плохие, они со своими главными задачами справляются. Наполняют государственный бюджет деньгами, обеспечивают стабильность системы. Вопрос какими методами они это делают - это да, повод для дискуссий.
Слышал мнение, что для ФНС налогоплательщики по определению мошенники - махровые рецидивисты, которые уклоняются от уплаты налогов, используют мутные схемы ведения бизнеса и даже выбирают способ организации бизнеса, который не самый выгодный для бюджета. Налоговые инспектора искренне пытаются доказать нарушения даже там где их нет. Для них налогоплательщики что-то навроде негров в США, в которых раньше можно было и пострелять и дубинками побить. Их не жалко, зато полезно для СМС. Полагаю, российским неграм - налогоплательщикам неплохо было вспомнить о том, что у них есть не только обязанности, но и права. И прежде чем что то делать или говорить, нужно сто раз подумать к каким последствиям это приведет. .
Вот пример из практики. Реальный и печальный.
Налоговая прислала компании запрос о предоставлении документов по одному контрагенту. Требование было незаконным, документы истребовались по сделке которая была более чем 3 года назад, в самом требовании допущено множество ошибок и пр. Компания понимала, что у нее есть основания отказать в предоставлении документов. Но все равно решила предоставить документы. Как часто это бывает на практике - не захотели “портить отношения” с налоговой, побоялись отказать. Посчитали, что рисков нет - раз сделка не подпадает под период выездной проверки. Отправили, год тишина. А потом началось самое интересное.
Полученные от компании документы налоговая передала в правоохранительные органы. Те проводили доследственную проверку по ст. 187 УК РФ. Контрагент оказался вовлечен в большое уголовное дело, правоохранительные органы собирают доказательную базу. И отрабатывали всех, по кому смогли быстро добыть документы. И совсем не тронули тех, кто не подавал признаков жизни.
Таких последствий от предоставления документов клиент явно не ожидал. Соучастником преступления он не стал, на свободе, но нервов и сил потратил немало. И всего этого можно было избежать, если бы он изначально отказался выполнять незаконные требования ФНС.
Итого. У всех нас, налогоплательщиков есть права. Разумно было бы не только про это знать в теории, но еще и активно ими пользоваться на практике. Включать голову. Думать, прежде чем что то делать и говорить. Помнить о том, что все что вы скажете, будет использовано против вас. Действовать без эмоций, цинично и методично. Учится отказывать налоговой без последствий.
А вы помните какую опасность несет 187 статья?