Как я и обещал, тесты получились нестандартными. Как, впрочем, и их итоги. Никогда такого не было, чтобы правильные ответы преобладали только в 4 вопросах из 10. Это, не в последнюю очередь обусловлено тем, что часть вопросов были даже не на знания, а на внимательность. А другая часть ответов имеет разные точки зрения. Как написал один из старейших наших подписчиков в чате, опытный налоговый консультант, «2/5, но все вопросы дискуссионные». Теперь по порядку.
Может ли налоговый орган выставить требование «вне рамок налоговых проверок» за период 3 года, истребовав документы по всем основным контрагентам? Правильный ответ «может». Вопрос на внимательность и умение читать то, что написано, а не то, что думаешь. Мы не раз на канале разбирали подобные требования. Если выставил, значит может выставить. А вот законное ли оно, как на него реагировать – это уже не суть данного вопроса.
Законно ли требование о представлении документов по камеральной проверке уточненной декларации по НДС, направленной через год после подачи первичной? Правильный ответ «не законно». По дефолту в отношении истребования документов в рамках камеральной проверки (в том числе по НДС) действует пункт 7 статьи 88 НК РФ. Дополнительного условия, что декларация с возмещением в вопросе нет. Есть факт, что подана уточненная декларация через год после подачи первичной.
Является ли это основанием для истребования документов? Опять читаем Налоговый кодекс, а именно п. 8.3: «При проведении КНП на основе уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы». В других случая подача уточненной декларации не является основанием для истребования документов. Конечно же в соответствии с НК РФ, а не с революционным правосознанием инспекторов.
В рамках выездной налоговой проверки вправе ли налоговый орган истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством? Правильный ответ «этот вопрос является спорным». В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо инспекции, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Если посчитал налоговый орган, что ему необходим «Журнал пропусков» - тетрадка куда охрана записывает посетителей, то им, получается, видней.
Но есть п. 1 ст. 54 НК РФ, где указано, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним. Я бы занял позицию, что не имеют право истребовать, однако есть Постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2021 N 5-АД21-70-К2, где сделан вывод, что:
«инспекция истребовала у налогоплательщика в том числе пояснительную записку о расхождениях, выявленных между бухгалтерской и налоговой отчетностью. Суд отметил, что эти сведения требовались для проведения проверки, установления обстоятельств, подлежащих выяснению в ее рамках, осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов». Сложно занять однозначную позицию, когда есть прецедент такого уровня. Что не мешает нам в отдельных случаях трактовать все сомнения и противоречия в свою пользу.
Продолжение читайте завтра, а если не уберемся по объемам (я еще не знаю, как размахнется перо, не хотелось бы давать куцые комментарии), то и послезавтра
Если есть что сказать - можно написать в комментариях