Уже практически все каналы с налоговой тематикой отписались о вводимом с 1 июля новом налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Кто-то и не по разу (когда статья была уже написана и загружена, оказалось, что один уважаемый канал рассмотрел такую же идею как мы рассмотрим ниже, что еще раз подтверждает, что профессионалы мыслят в одном направлении). Отношение пока к АУСН настороженное, уж слишком ограниченным видится ее применение. Ограничения связаны, в первую очередь, с микро-микро численностью наемных работников. Их на этом режиме максимально можно иметь 5 человек. Не густо.
Из других распространенных ограничений это 60 миллионов рублей годовой оборот и 150 миллионов основных средств. Из дополнительных реальных ограничений следует отметить невозможность работать как агенты или комиссионеры и по договорам простого товарищества. Заработную плату необходимо выплачивать только в безналичном порядке, а счета открывать только в уполномоченных банках. Другие специальные налоговые режимы – табу, несовместимо. И да, пока только в 4 регионах, но Москва и область в их числе.
Действующие бизнесы пока к АУСН не подключаются, только новые. Ставки увеличенные: доходы – 8%, доходы минус расходы – 20% (но не менее 3% от доходов). Метод учета – кассовый и автоматический (понятно из названия), так как налог считает налоговая служба. Либо приходы, помноженные на ставку, либо разницу между доходами и расходами помноженные на ставку. Пока ничего хорошего (для себя) я не увидел.
Давайте рассмотрим плюсы (они ведь есть). Отчетность не подается, страховые взносы с доходов сотрудников не платятся. НДФЛ удерживает и перечисляет в налоговую банк. Травматизм – 170 рублей на человека в месяц. Вроде все.
Теоретизировать куда пристроить новую систему в группу компаний можно долго. Я хочу посчитать буквально три кейса, один теоретический (который просто первым в голову пришел) и два реальных. Условно реальных, потому что, товарищ майор, я не знаю кто сейчас скрывает налоги. Брехня все это.
Итак, кейс, когда директор и 4 его зама уходят в управляющую компанию, которой платят за услуги управления. Оставим за скобками общие правила дробления и риски, которые сопутствуют данному мероприятию. Нас интересует математика. Итак, замы с зарплатой по 500 000, у директора 2 000 000. Высчитывать налоги с МРОТ мы с вами не будем, так как при таких зарплатах они существенно не влияют на конечный результат. Нам просто сравнить итоги.
Итак, при простой упрощенке (доходы), мы заплатим 1,8 млн. единого налога (уменьшив на страховые), с ФОТ в 48 млн. заплатим как субъект МСП 7,2 млн. рублей страховых взносов. Попутно удержим и перечислим 7,6 млн. НДФЛ. Еще 3 миллиона останется на текущую деятельность. Итого налогов у организации 9 млн. и из зарплаты 7,6 млн.
На автоупрощенке ФОТ оставим такой же, соответственно НДФЛ не изменится. Единого налога заплатим 4,8 млн. рублей. Соответственно денег в фирме останется 7,2 млн. рублей. Разница в 4,2 млн или 7% от выручки. В принципе неплохо, хотя и не супер, супер, супер.
Второй кейс. ООО занимающееся бухгалтерским обслуживанием и налоговым консультированием. Главный бухгалтер с заработной платой в 80.000 руб. и 4 бухгалтера по 40.000 руб. Доход организации 400.000 руб. в месяц. Сейчас УСН – 144,0 тыс., страховые с работников – 575,3 тыс., НДФЛ – 374.4 тыс. Остатки, 1.344.700 руб. собственник забирает себе на ИП через аренду имущества и обучение персонала (совокупно платя около 3% налогов с оборота).
Если с 1 января 2023 года эта организация перейдет на автоупрощенку, то налог будет 384.000 рублей, а хозяину останется после выплаты зарплат и НДФЛ – 1.536.000. Уже получше (в процентном соотношении). Но если зарплата всех сотрудников по 20 тысяч, а остальное «добивается» лично от хозяина (третий кейс), то тут и считать нечего. Белое начинает и проигрывает.
Попытка вывести микробизнес в белые выплаты пока выглядит забавно и прикольно. А что из этого выйдет – посмотрим, но участвовать не будем. Пока по-старинке.
А вы?