Тема интеллектуальной собственности сейчас популярна как никогда. Авторские права, товарный знак, ноу-хау – с этими словами знаком практически каждый предприниматель, что неудивительно: НМА являются крайне универсальным и критически полезным инструментом для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности бизнеса. Права на них охраняются законом; более того, интеллектуальную собственность можно оценить, купить, продать; в целом - делать что душе угодно (ну почти). Давайте сегодня поговорим подробнее о практических потенциальных применениях НМА для оптимизации бизнеса.
Капитализация бизнеса. Ваш бизнес может стать гораздо больше за счет появления НМА. Предположим, что вы собственными силами создаете сайт, который приносит клиентские заявки, или же ваша компания покупает уникальную технологию производства. Затем учредитель передает своей компании принадлежащий ему товарный знак, а впоследствии заказывается независимая оценка рыночной стоимости – вуаля, на балансе компании появляется дополнительный актив, причем зачастую вполне дорогостоящий. Результат налицо – существенное увеличение общей стоимости бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности, улучшение финансовых показателей, рост доверия банков-кредиторов и внешних контрагентов.
Снижение налогов. Ваша чистая прибыль может быть гораздо больше. Любая компания имеет право снижать налог на прибыль, включая в расходы стоимость принадлежащих ей НМА. Представим ситуацию: ваша компания приобрела товарный знак, а независимый оценщик определил его рыночную стоимость в 10 млн. руб.; также было установлено, что срок полезного использования этого актива – восемь лет. В этом случае вы имеете законное право учитывать в расходах амортизацию: 10 000 000 руб. / 96 мес. = 104 166 руб. ежемесячно. При ставке 20% снижение налога на прибыль будет составлять 20833 руб. в мес.; за год же экономия составит практически 250 тыс. руб. – очень даже солидно!
Защита от обвинений в дроблении бизнеса. Все мы знаем риски обвинений в дроблении бизнеса и на что ориентируются налоговики при их поиске; а вот как можно снизить эти самые риски при помощи НМА: основная компания вводит режим коммерческой тайны, создает уникальный секрет производства, разрабатывает внутренние стандарты работы, подробно описывает и формализует все бизнес-процессы, финансовые модели (наличие товарного знака также сыграет вам на руку). Участники же, в свою очередь, входят в бизнес, обязуясь соблюдать установленные стандарты и выплачивать роялти. При соблюдении критических условий (самостоятельность участников, отсутствие общего управления и т.п.) у обвинений в дроблении не будет никакой основы – ведь будет обеспечено легальное и обоснованное структурирование.
Вывод прибыли из бизнеса. При помощи НМА может быть организован комфортный вывод денежных средств из своего бизнеса, не вызывающий излишнего раздражения у налоговиков и финмониторинга банков, контролирующих движения средств по закону №115-ФЗ. Он может быть реализован как в одномоментной крупной покупке объекта интеллектуальной собственности у правообладателя или же в виде ежемесячных выплат роялти за использование товарного знака. Экономическая выгода возникает, если ставка налога на прибыль правообладателя меньше, чем у пользователя НМА, причем этот эффект может быть очень значительным.
Как уже было сказано выше, НМА имеют множество крайне эффективных применений, ввиду чего всё больше предпринимателей стремятся к их использованию. Однако, подобная нарастающая популярность не играет налогоплательщикам на руку, ведь чем более эффективным и известным является метод оптимизации, тем больше внимания на него обращают инспекторы. Хотя в настоящий момент споры с ФНС, в которых фигурирует использование НМА, отнюдь не являются массовыми, в последнее время их количество все же стабильно увеличивается – поэтому успевайте, пока лавочку не прикрыли!