Начнем настоящую публикацию с цитирования п. 1 ст. 105.1 НК РФ: если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, то указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.
- Все основные признаки взаимозависимости отражены в настоящей статье (их перечень остается открытым), а всё о взаимозависимости, ценах и сделках изложено в Разделе V.1 НК РФ.
- Основная мысль и условия, которые диктует законодатель: если условия сделок между взаимозависимыми лицами отличаются от сопоставимых сделок, как если бы сделки были заключены между независимыми друг от друга лицами, то налицо экономическая выгода и неуплаченные налоги в бюджет.
- И тут стоит обратить внимание, что сделки между взаимозависимыми лицами бывают контролируемыми и неконтролируемыми.
- Сделки признаются контролируемыми в силу положений ст. 105.14 НК РФ (разные ставки по налогу на прибыль, разные суммовые критерии, реализация определенных товаров и т.п.) и отражаются налогоплательщиками в уведомлениях о контролируемых сделках. Подробно на этом останавливаться не будем, лишь отметит, что такие сделки имеет право проверять только ФНС (или уполномоченные инспекции).
- Если же мы говорим о неконтролируемых сделках, то их может проверять любой территориальный налоговый орган (в том числе проверять соответствие цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночным ценам).
- Недавно вышло письмо ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ "О работе территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами". В нем ФНС разъяснила что входит в полномочия инспекций, что такое контролируемые сделки, какие мероприятия могут проводиться и поручила осуществлять должный контроль за осуществлением полномочий налоговых органов в области налогового контроля цен.
- ФНС еще раз напомнила, что территориалки не могут проводить мероприятия налогового контроля в отношении контролируемых сделок, а если такие мероприятия проводятся, то к ним обязательно должно прикрепляться поручение от ФНС.
- Одновременно, указанное ограничение не оказывает влияния на иные полномочия территориальных налоговых органов. Например, право проверять такие сделки с учетом ст. 54.1 НК РФ или расходы по таким сделкам в соответствии со ст. 252 НК РФ.
- Стоит обратить внимание, что налоговые всё чаще интересуются сделками между взаимозависимыми лицами, постоянно проверяют рыночность цен и полученную выгоду.
- Для предупреждения налоговых рисков необходимо всегда иметь отчет/заключение оценщика/эксперта на любую сделку между взаимозависимыми лицами, который подтверждает рыночность цен.
- Если этого не будет, то в 90% случаев налоговый орган определит свой уровень цены, который соответствует рыночному уровню и будет требовать уплаты налоговой (либо доначислит их в рамках налоговой проверки).
- Также любимые сделки по выкупу лизинговых авто на физлиц. Даже если ЮЛ и ФЛ независимы, но цена реализации ниже рыночной, налоговики стараются доказать, что компания и это ФЛ взаимозависимы и доначислить соответствующие налоги.
- Мы уже упоминали, что боремся с одним налоговым органом в сопровождении КНП, где налоговики вменяют заниженную реализацию авто независимому ФЛ, в связи с чем произведена нецелесообразная экономическому смыслу операция, которая не направлена на получение дохода организацией. Рыночность цены сначала определили по объявлениям на Авито, а потом еще и провели оценку рыночной стоимости авто.
- И мы в очередной раз убеждаемся, что налоговые инспекторы не слышали и не видели абз. 3 ст. 105.3 НК РФ, который гласит, что для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, …, признаются рыночными.