Самое любимое у налоговиков и не уступающее по серьезности выездной налоговой проверке мероприятие налогового контроля вне рамок налоговых проверок – предпроверочный анализ или просто ППА. О нем слагаются легенды, мифы, сказки и реальные факты. О реальных фактах мы писали на нашем канале из уст руководителя одного из таких отделов. И вот в воздухе уже несколько лет висит перезревший вопрос о законности ППА как мероприятия налогового контроля.
Что об этом нам говорит ФНС? А ФНС не раскрывает понятия ППА даже в своих внутренних документах (письмах, регламентах, рекомендациях и т.п.). Есть размытые фразы о том, что необходимо проводить всесторонний анализ в отношении плательщиков, подпадающих под критерии проведения ППА и которых необходимо включать в планы ВНП.
В НК РФ или каких-либо федеральных законах понятия ППА мы тоже не встретим, в НК РФ даже нет слова «предпроверочный».
И остается посмотреть, что же говорят суды про ППА.
Мы рассмотрим на примере двух дел достаточно известных, но, к сожалению, единичных, где налогоплательщики оспаривали действия налоговых органов по истребованию документов вне рамок налоговых проверок, обосновывая данное истребование проведением ППА. Это дела ООО "СТРОЙРЕСУРС" (А40-105384/2021) и ООО "АРТЕК" (А40-211149/2018). В обеих ситуациях налоговые органы истребовали документы (информацию) за три года вне рамок налоговых проверок.
В деле ООО "АРТЕК" налоговый орган в отзыве указал: «Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о компании для установления ее налоговых рисков и формирования выводов о возможных фискальных правонарушениях.
Проведение анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также для определения оптимальных направлений ее проведения. Предпроверочный анализ отнесен к формам налогового контроля наряду с камеральной и выездной проверками и в налоговых инспекциях созданы отделы предпроверочного анализа».
На это суд парировал: «В НК РФ
1) отсутствует определение данного понятия;
2) не установлены порядок и сроки проведения предпроверочного анализа;
3) не определен объем прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков в рамках предпроверочного анализа;
4) не предусмотрено право налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы (информацию) о его хозяйственной деятельности за несколько налоговых периодов до принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в рамках «предпроверочного анализа»;
5) отсутствует порядок закрепления результата предпроверочного анализа, порядок доведения до сведения налогоплательщика, порядок обжалования результатов такого мероприятия».
В обоих делах суды указали, что запрет на истребование у налогоплательщиков вне налоговых проверок документов об их деятельности поддержан в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где суд указал, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 89, 93, 93.1 (п. 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
И всё закреплено выводом: истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий «предпроверочного анализа» не соответствует НК РФ.
Таким образом суды, хоть и очень редко, но напоминают нам, а особенно ФНС, что ППА не является законным мероприятием и нарушает права налогоплательщиков, но ФНС считает, что всё в порядке.
А как Вы считаете, нужно ли узаконить такое мероприятие налогового контроля, как ППА?