С момента как государство начало закручивать гайки по обнальным лавкам, каждый бизнесмен у которого есть организация на традиционной системе налогообложения, знает, что лизинг или покупка автомобиля на фирму – отличный способ получить от государства скидку в 20% (было 18). А при лизинге еще и достаточно быстро уменьшить налог на прибыль. В общем, использование такого инструмента как лизинг легкодоступный и безопасный способ существенно снизить налоги.

Но так ли этот способ безопасен? С учетом его распространенности и откровенно небольшого количества арбитражной практики по данному инструменту, можно однозначно констатировать, что да, безопасен. Но, как говорится, дай дураку стеклянный <жезл>, так он и его разобьет и руки порежет. Или как более поэтично выражался старший лейтенант Мисько году так в 1991-м: «оружие в руках дикаря – металлолом».

Суть этих выражений состоит в том, что даже такой прекрасный инструмент оптимизации налогов как лизинг, требует соблюдения элементарных «налоговых приличий». Рассмотрим несколько распространенных ошибок:

  • Если автомобиль приобретается для оказания транспортных услуг, то заключать договор лизинга на фирму с ОСНО, а потом передавать за символическую арендную плату на взаимозависимое лицо со специальным налоговым режимом, может быть фатальной ошибкой
  • Если заключается несколько договоров лизинга (машины для жены, дочки, внучки, Жучки), то необходимо озаботиться доказательством того, что данные автомобили использовались для производственных целей. Если в фирме на ОСНО 1 работник, то два и более автомобиля взятых в лизинг, выглядят, по крайней мере, странно.
  • Если сразу после окончания договора лизинга, заключенного на год, автомобиль типа RANGE ROVER продается по выкупной стоимости в 100 тысяч рублей собственнику фирмы. Будьте готовы, что налоговые органы будут задавать вам неприятные вопросы.

Судебная практика в части отказа в вычете НДС с лизинговых платежей:

Дело № А34-12500/2017: по результатам КНП декларации по НДС за I квартал 2017 года, вынесено решение об отказе в возмещении НДС на сумму 73 122 рублей. Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод ИФНС о получении необоснованной налоговой выгоды в виде применения вычетов по НДС по договорам лизинга.

Суды исходили из того, что транспортные средства Mersedes-Benz Actros 1841 LS, Тонар-97461-прицеп переданы взаимозависимому лицу по договорам аренды с минимальной платой несопоставимой с суммой ежемесячных лизинговых платежей. Действия Общества направлены на создание фиктивного документооборота, в целях получения необоснованной налоговой выгоды с учетом того, что арендатор транспортных средств является взаимозависимым лицом, применяющим специальный налоговый режим.

В отношении приобретенного транспортного средства Skoda Oktavia суды согласились с позицией налогового органа об отсутствии оснований для применения налоговых вычетов, поскольку предпринимателем не представлено доказательств использования транспортного средства для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.

АС Поволжского округа в постановлении по делу № А57-16026/2016, рассматривая дело с похожей фактурой, указал, что приобретенный автомобиль используется руководителем организации в личных целях, а не в основной деятельности организации. В связи с чем, вывод налогового органа о неправомерности заявления лизингополучателем (налогоплательщиком) вычета по НДС, предъявленного ему лизингодателем, является законным и обоснованным (аналогичные выводы в отношении НДС, отражены в постановлении 4 ААС от 13.08.2020 по делу №А19-14637/2019).

Так, что лизинг как инструмент налоговой оптимизации не так прост, как кажется на первый взгляд.