Продолжение. С какими еще проблемами сталкивался бизнес при дроблении ради необоснованной налоговой выгоды, прикрываясь франшизой?
- Продажа товарного знака другому субъекту или собственнику в статусе ИП и затем получение его обратно уже в рамках франчайзингового или лицензионного договора;
- Взаимозависимость сторон договора между собой, что особенно пристально анализируется контролирующими органами. Франшиза предполагает наличие в бизнесе независимых субъектов-франчайзи, действующих отдельно друг от друга. Если все субъекты взаимозависимы — логичен вопрос к реальности франчайзинговых отношений сторон;
- Предоставление франшизы только одной компании или ИП. Франчайзинговый бизнес предполагает развитие сети, включение в нее как можно большего количества франчайзи и расширение узнаваемости;
- Обоснованный выбор поставщиков товара для франчайзи. Нередко, правообладатель требует приобретения товара у него самого или подконтрольной организации, так как заинтересован в увеличении сбыта конкретной продукции. Есть случаи, когда правообладатель только контролирует параметры качества (например, мука высшего сорта для выпечки) или производителя (например, конкретный изготовитель муки);
- Смешение сырья, персонала и денежных потоков между франчайзи. Каждый из них — отдельный субъект, независимый от другого. Безусловно, условия договора могут предусматривать взаимное обучение франчайзи друг у друга, возможно какой-то фонд взаимопомощи и предоставления займов, однако все это должно логично укладываться в канву франшизы и иметь деловую цель. Общие склады, отсутствие разделения, единая система закупа у поставщиков — не всегда укладываются в модель франчайзинга.
Так что нужно учитывать, что бы ваша налоговая модель, созданная в виде франшизы, вызывала меньше подозрения у налоговой службы?
- Не любой товарный знак можно упаковать во франшизу. Только что созданный бренд «Обувь от Петровича», который радостно берут в аренду взаимозависимые лица, обоснованно вызовет сомнение у налоговых органов. Для налоговиков должны быть представлены убедительные доказательства, что торговля под этим товарным знаком выгоднее, чем без него. Смысл франшизы состоит в том, что франчайзер получает дополнительный доход не, а у франчайзи получается более легкий вход в бизнес
- Франшиза может предусматривать особые условия, к примеру, по территории действия. К примеру, в каком-то районе города или торговом центре действует только один франчайзи. Такое условие существенно влияет на доказательство того факта, что франшиза не является искусственной надстройкой
- Договор должен содержать набор единых условий и требований к франчайзи: оформление помещений, форма, обучение персонала, ассортимент, правила и стандарты взаимоотношений с потребителем и прочая и прочая. То есть чем больше условий будет прописано в договоре, тем достовернее будет выглядеть модель взаимоотношений.
- Размер роялти должен соответствовать рыночному уровню. Если «Обувь от Палыча» предусматривает роялти в размере практически всей прибыли франчайзи, то это будет поводом для налоговых органов более пристально разбираться в вашей налоговой модели.
- Публичность франшизы. ИП Петрова должна объяснить, откуда она узнала о франшизе «Обувь от Палыча». Объяснение «он мой зять, на кухне предложил» скорее всего закончится доначислением налогов.
Нужно понимать, что создавая налоговую модель в виде франшизы, мы преследуем цель уйти от предельных величин в части выручки или площади. Или пытаемся объяснить те признаки дробления, которые не можем устранить. Для того, что бы существенно снизить риски обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды, надо просто изучить несколько предложений франшизы в вашем сегменте. И создать что-то подобное, естественно с учетом вашей специфики.
Если у вас возникают вопросы относительно построения налоговой модели, то вы всегда можете обратиться в нашим налоговым консультантам через бота Лизу.