На нашем канале мы уже упоминали про Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей, как он формируется и даже разобрали очень ценное письмо ФНС «Об эффективности планирования ВНП и приоритезации работы с выгодоприобретателями в 2022 году» тут, тут и тут.

Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о том, как налогоплательщики попадают в этот «замечательный» реестр

Итак, реестр формируется из:

  1. «автоцепочек»;
  2. акцептованных заключений об установлении выгодоприобретателя от схемных расхождений (на рабочем слэнге налоговиков это называется «сложными» расхождениями/разрывами);
  3. комментариев КАО и комментариев, составленных отделами камерального контроля.

Во всех случаях выгодоприобретателями признаются налогоплательщики, набравшие определённое количество баллов, подробнее об этом мы писали в этой и этой публикациях.

Начнем с «автоцепочек» - они формируются автоматически от источников разрывов (т.е. от тех, кто сдает нулевые декларации или не отражает в книге продаж всех контрагентов).

  • Как только подается первичная или уточненная декларация – «автоцепочки» начинают свою работу. Бальная система подсчитывается «рейтинг» каждого из участников цепочки автоматически, снизу вверх (от «помойки» с номиналом во главе к нормальным платежеспособным бизнесменам).
  • Кого система назначит выгодоприобретателем – не знает никто. Даже сами инспектора налоговых органов не понимают, как работает данный инструмент, куда уж тут до умов обычных смертных.
  • Отработка автоцепочек закрепляется на уровне региональных налоговых инспекций Заместителями руководителей налоговых органов между курируемыми отделами и инспекторами (отделы КНП, КАО, ППА, ВНП). Основное направление – отработать автоцепочку до конца одним инспектором или группой инспекторов, закрепленных за автоцепочкой. Это может быть один работник одного из отделов, или несколько из одного или нескольких отделов (ППА и КАО/ КАО и КНП/ КНП, ППА и ВНП и т.п.). Суть – наименьшее количество переходов материала проверки из рук в руки, чтобы не терялось качество анализа.
  • Если по результатам налоговых мероприятий определено, что выгодоприобретателем является иное лицо, то формируется Заключение об установлении выгодоприобретателя и направить его в тот регион, где такой новый выгодоприобретатель состоит на учете. Правда, долгое время центральный аппарат ФНС не давал разъяснений, в каком виде должно быть данное заключение и что должно в себе содержать.
  • Также налоговые органы могут «разакцептовать» автоцепочку в течение 15 рабочих дней с момента ее формирования, если по формальным признакам выгодоприобретатель не подтверждается.
  • А еще Межрегиональная ИФНС по камеральному контролю (МИ по КК) может поручить ежемесячно отчитываться об определенных налогоплательщиках, которые попали в автоцепочки, по ним не назначена ВНП или они добровольно не уточнились. Отчеты формируются вручную в формате Эксель.
  • Акцептованные заключения об установлении выгодоприобретателя составляются вручную инспекторами КАО. Списки для отработки в регионы направляются МИ по КК.
  • Все мероприятия налогового контроля проводит инспектор, который самостоятельно анализирует и строит цепочки в АСК НДС-2, пишет заключение и направляет его в те регионы, где установлен предполагаемый выгодоприобретатель.
  • Региональные налоговые могут поспорить с данным заключением, направить на доработку в инспекцию, которая занималась проверкой. При затяжных прениях в спор включаются Межрегиональные инспекции по округам, в которых находятся инспекции и выносят свой вердикт правоты (как суд). Решение называется Мотивированным заключением.
  • Из трех вариантов акцептованные заключения являются самым серьезным и опасным – регламент по их отработке обязывает налоговые органы открывать выездные налоговые проверки в срок 3 месяца, если налогоплательщик не уточнился.

По вышеупомянутым заключениям региональные налоговые отчитываются в МИ по КК ежемесячно. Отчеты формируются вручную в Экселе.

Продолжение следует...

Читайте больше интересных статей в нашем блоге